ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Признавая ключевую роль потребностей в развитии психической активности ребенка, наука не располагает обоснованной их классификацией. Иногда их подразделяют на материальные и духовные, на естественные и культурные. Каждый автор пытается выстроить свою классификацию потребностей, но, по мнению П.В. Симонова, «...перечисление и классификация всех потребностей человека — дело совершенно бесплодное, потому что исходные (первичные) потребности трансформируются в бесконечное множество производных».
Все многообразие человеческих потребностей — биологических, социальных, духовных — П.В. Симонов подразделяет на две разновидности: потребности в сохранении (пища, тепло, воздух и т.д.) и потребности роста, развития (в общении, сенсорных раздражителях, познании, преобразовании, самоутверждении и т.д.).
Эта градация весьма условна, ибо любая потребность одновременно содержит и реализует обе функции: и самосохранение, и развитие. (Например, пища для ребенка — потребность самосохранения и одновременно роста, развития сенсорных качеств и свойств. Или потребность в общении — она одновременно реализует функцию самосохранения и функцию развития.) Такая тенденция наблюдается при реализации любой потребности маленького ребенка. Возможно, это одна из специфических закономерностей развития психических функций в раннем онтогенезе. После того как эти функции проявятся в слитном виде, они дифференцируются и в последующие годы будут развиваться уже независимо одна от другой.
Для психолога это положение принципиально важно, так как оно позволяет нацелить взаимодействие матери с ребенком на решение ответственной задачи — создание условий для развития у малышей познавательной деятельности и одновременное воспитание у ребенка чувства самосохранения, решая проблему безопасности жизни ребенка не только путем постоянного оберегания его, но и развития у ребенка осторожности и способности чувствовать опасность и избегать ее.
Слитность реализации функций можно наблюдать у малышей постоянно. Например, годовалый ребенок в пище видит не только то, что утоляет его голод. Насытившись, он начинает манипулировать ложкой, размазывая кашу по тарелке, познавая ее свойства на «липучесть», вязкость, мягкость... Или, наоборот: манипулируя резиновым шариком, он пытается его укусить, попробовать на вкус. Именно эта слитность функций в потребностях ребенка досаждает взрослым, но ведь это величайшая ценность детского развития: познавая все, что есть вокруг, не только просто отражать эти свойства, но через потребность самосохранения оценивать их на предмет опасного, безопасного, приятного, неприятного. Следовательно, слитность проявления группы потребностей самосохранения и потребностей «роста» можно рассматривать как проявления общей закономерности психики человека: единство отражения и регуляции на основе этого отражения. Ибо любая оценка — это выработка отношения, которое может побуждать к активности и стать регулятором поведения и деятельности.
Удовлетворение группы потребностей «роста», обеспечивающих познавательное развитие детей, может идти двумя путями.
- 1. Ребенок настойчиво, требовательно «заставляет» взрослых удовлетворять все его познавательные потребности. В ход идет все — слезы, маленькие хитрости, бесхитростные уловки, истерики, «уход в болезнь», притворство, ласка, «мнимое послушание», обман, упрямство... лишь бы добиться желаемого (полуторагодовалый ребенок, испытывая амбивалентное чувство при ознакомлении с новой технической игрушкой, берет руку матери и подпихивает ею вызывающий у него страх предмет); тактики и стратегия в поведенческом репертуаре при этом у каждого малыша может быть удивительно разнообразной в зависимости от стиля общения с ним взрослых.
- 2. Ребенок овладевает способами и средствами удовлетворения познавательных потребностей относительно самостоятельно. Наблюдая за окружающим миром, малыш экспериментирует с предметами, сам находит способы действия и испытывает удовлетворенность от своей познавательной активности, лишь изредка прибегая к помощи взрослых. О таком ребенке обычно говорят: «сам умеет занять себя», у него нет постоянной зависимости в удовлетворении познавательной потребности от потребности в общении с взрослыми.
Таким образом, психолог, беседующий с родителями по этому вопросу, особое внимание уделяет именно способам удовлетворения потребностей детей, потому что от этого будет зависеть развитие таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность в познании и преобразовании ребенком окружающего мира и себя самого. Важно не просто удовлетворение и развитие многообразных потребностей ребенка, а выработка им способа, механизма удовлетворения своих потребностей.
Кроме закономерности «слитности», одновременности проявления потребностей самосохранения и познания у ребенка первого года жизни, психолог показывает родителям значимость еще одного момента в развитии мотивационно-потребностной сферы детей — закономерность иерархической зависимости и подчиненности в развитии потребностей ребенка. Это убедительно можно показать на примере развития потребности в общении, поскольку потребность в общении с близкими взрослыми является первой специфически человеческой потребностью. Она, начав проявляться с первых месяцев жизни, приобретает большую мотивационную, побуждающую силу и большую вариативность в предмете и способах ее удовлетворения. Любая мать может посетовать на то, что подрастающий малыш все больше требует от нее участия во всех своих «делах». Выбрасывая игрушки из манежа, приспосабливает мать для их доставания; ни минуты не хочет оставаться один; буквально повиснув на ней, он готов перемещаться в пространстве; не терпит ее занятости чем-то другим, кроме него; причем все это проявляется не просто так, индифферентно, а с настоящим страданием, горечью, слезами. Именно такое проявление потребности, как переживаемая нужда в чем-то, без чего невозможно жить, заставляет мать удовлетворять потребность, как бы это ни было ей обременительно. Неизбежна ли такая ситуация? Не противоестественно ли другое — когда ребенок не «привязывается» к матери? Где здесь золотая середина разумного?
Психолог в ответах на эти вопросы дает информацию родителям о том, что естественный процесс слитности и иерархической зависимости в проявлениях потребностей ребенка требует соблюдения одного чрезвычайного правила: желая добра ребенку, желая развития его самостоятельности — вовремя обособитьего в поисках способов удовлетворения возникающих у него потребностей.
Говоря с родителями о развитии потребностей детей раннего возраста, психологу желательно вместе с родителями выстроить последовательность возникновения и проявления основных потребностей ребенка, а также их иерархическую зависимость (хотя бы основываясь на общих знаниях логики развития детей, потому что научно обоснованной схемы развития потребностей ребенка раннего возраста мне не удалось встретить в психологической литературе. — Прим. авт.). Первой специфически человеческой деятельностью ребенка, а, следовательно, и побуждающей к ней потребностью является потребность в общении с близкими взрослыми; затем следуют разного типа предметные деятельности и побуждающие их познавательные потребности, слитые воедино с потребностью «в вооруженности». Так назвал эту потребность П.В. Симонов. Потребность «в вооруженности» начинает проявляться у детей очень рано. Приобретение самых первых, самых элементарных умений не связано с его голодом или жаждой. Более того, голод, дискомфорт, вызванный мокрой пеленкой или охлаждением, прерывают и тормозят процесс приобретения навыков, которые в сущности, понадобятся ребенку много позднее. (Есть данные о том, что у постоянно недоедающих детей не вырабатываются культурно-гигиенические навыки при приеме пищи даже при усиленном к ним внимании, контроле и давлении со стороны взрослых.)
Универсальность потребности «в вооруженности» заключается в том, что любая потребность может удовлетворяться разными способами и средствами (жажду можно удовлетворить водой из бутылочки с соской, питьем из стаканчика, слизыванием капелек воды с губ во время купания...). Чем разнообразнее средства и способы удовлетворения потребностей, тем выше приспособляемость ребенка к окружающему миру, тем больше открывается возможностей и для развития его творческих возможностей преобразования этого мира, потребность «в вооруженности» — это универсальная потребность «в овладении навыками во многом отчужденно от процесса удовлетворения основных потребностей...», — пишет П.В. Симонов, выстраивая доказательства на примерах трансформации этой потребности в потребность к подражанию, в итоге — в потребность учиться.
Если проанализировать основные структурные элементы обучения, характеристики конечного продукта любого вида учебной деятельности, то с большой долей вероятности можно сравнивать овладение ребенком первых трех лет жизни способами взаимодействия с миром людей, вещей, природы, именно с учением, обучением, научением, а потребность «в вооруженности» — с потребностью учиться. Мы уже писали о том, что любая психическая функция имеет первоначальный естественный уровень, а затем она становится культурной, исторически детерминированной. Возможно, потребность «в вооруженности» есть первичный уровень потребности учиться, значит, есть некоторые основания говорить о наличии врожденных основ обучения ребенка, врожденной потребности ребенка учиться и о врожденных «умениях», как натуральном уровне, учиться. Для маленького ребенка потребность учиться и в результате этого развиваться — такая же насущная потребность, как есть, пить, дышать, двигаться. С. Лупан писала, что маленькие дети любят учиться даже больше, чем есть конфеты.
Теория и практика обучения малышей — более дискуссионный вопрос, чем обучение детей в дошкольные годы. Ребенка раннего возраста не надо учить учиться, он «умеет» это делать сам. Но надо создать условия для того, чтобы он учился тому, что ему нужно сейчас и здесь, учился так, как ему диктует его генетическая программа, так, чтобы обучение не тормозило его дальнейшую обучаемость, не ломало механизмов саморазвития, не уничтожало естественную функцию учения, а настраивалось над ней в иерархической последовательности. Тогда реализуется принцип «идти от ребенка, вместе с ребенком, ради ребенка».
Детские страхи.
Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами
Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал страх. Это такая же эмоции, как радость, восхищение, гнев, печаль. Многие страхи присущи людям в силу возраста и со временем проходят. Кто-то боялся в детстве темноты, потеряться в супермаркете или что мама не вернется с работы. Со временем такие страхи ослабевают и часто исчезают. Если же они сохраняются длительное время, то это говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, наличии у них самих страхов или конфликтов в семье.
Для того чтобы помочь ребенку избавиться от страха, нужно понимать его причину или источник.
Сам по себе страх основан на инстинкте самосохранения и появляется в ответ на внешнюю угрозу.
Что может быть этой угрозой?
Травмирующий опыт – испуг, боль, конфликт, неудача и т.п.
Внушенный страх – это страх, который исходит от взрослых, окружающих ребенка. Так особенно тревожные родители могут запрещать подвижные игры. Одновременно с этим ребенок считывает беспокойство родителей и у него возникает реакция страха.
Тревога – это состояние, предшествующее страху. Например, ожидание какого-либо события, состояние беспокойства и неопределенности.
Травмирующая ситуация – укус собаки, стихийное бедствие, авария и т.п.
Сам по себе страх – естественная эмоция, но накапливаясь, страхи могут создавать невротические и адаптационные проблемы, становятся помехой личностному развитию ребенка.
Как бороться?
Одним из эффективных методов работы с проблемами страха у детей является арт-терапия. Это психотерапия, основанная на искусстве, когда творческий процесс является главным терапевтическим механизмом. Рисунок дает выход внутренним конфликтам, сильным эмоциям, помогает понять чувства и переживания. Методика арт-терапии позволяют ребёнку погружаться в проблему страха настолько, насколько он сам готов к её переживанию.
Особенно эффективна арт-терапия с детьми, которым сложно словами выразить свои чувства и мысли. Например, в силу речевых нарушений, аутизма, малоконтактности.
Кому подойдет арт-терапия?
Легче всего терапия проходит в возрасте 5-11 лет, когда дети рисуют непринужденно, свободно. В этом возрасте ребенок представляет воображаемое так ярко, как если бы это было на самом деле. Однако она вполне доступна и менее сознательном возрасте, главное правильно выбрать форму и технику. И особенно важным является включение взрослого и его комментирование порядка работы и ее «скрытого» смысла. Нередко очень эффективным является привнесение в рисование и арт-деятельность элементов игры и сказочного или ролевого сюжета.
В раннем возрасте все рисование и все виды арт-терапевтического искусства выполняются в основном сопряжённо или по показу и носят элементарные простые формы. Часто такая терапия параллельно направлена и на развитие осязания, мелкой моторики и т.д.
Чем старше ребенок, тем труднее ему рисовать спонтанно. Подростки иногда стесняются своего умения рисовать. И если к этому они обладают тревожно-мнительным характером, то им трудно даже начать рисовать свои страхи. Им кажется, что в этом нет смысла. Мешают и депрессивные оттенки настроения, и неуверенность в себе.
Иногда дети боятся сделать что-то неправильно, то есть заранее предвидят свою неудачу. Обычно так их настраивают родители, и ребёнку трудно без колебаний выполнить задание.
Когда арт-терапия наиболее эффективна.
В первую очередь удаётся устранить страхи, порождённые воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребёнка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно.
Если травмирующее, пугающее событие произошло недавно (застревание в лифте, укус собаки, драка, стихийное бедствие), то рисование будет неэффективным. Вначале необходимо отработать психическую травму в игре, чтобы изменить отношение к ней.
Нельзя по этическим соображениям просить ребёнка нарисовать страх смерти родителей. В отношении страха собственной смерти результаты хорошие, но этого можно не делать, так как такой страх закодирован в других страхах и уходит по мере избавления от них.
Во время рисования происходит небольшое оживление страхов – это нормально. В любом случае, это лучше, чем они будут таиться в психике ребёнка, готовые вспыхнуть в любой момент.
Как рисовать страхи.
Страхи рисуют карандашами, фломастерами, красками. Краски больше подходят для дошкольников, ими можно делать широкие мазки. Фломастеры подходят для младших школьников. Подростки предпочитают карандаши, что даёт возможность детализировать изображение, стирать, если что- то не понравилось. Ребёнку надо предоставить возможность выбора, чтобы облегчить процесс.
После сеанса психолог рассказывает о выявленных страхах родителям в отдельной беседе, чтобы они организовали рисование страхов дома. Психолог также объясняет родителям, как можно нарисовать некоторые страхи, если ребёнок спросит об этом. Например, страх одиночества – рисует себя и одновременно все то, чего боится, когда ребенок остается один. Страх нападения изображается в виде агрессивно ведущих себя взрослых. Страх заболеть – рисуют микробы или больницу. Страх темноты – это чаще темная комната с неприятными персонажами из фантазий ребенка. Страх высоты – горой или высоким сооружением, где кто-то стоит.
В своей работе психологи активно используют арт-терапию в основном с детьми дошкольного возраста. Когда ребёнок находится рядом с понимающим и чувствующим его взрослым и берет в руки краски, чтобы нарисовать свои страхи, они начинают оживать на бумаге, как бы освобождая психику ребёнка от подавленной энергии. Освобождение этой энергии приводит к её трансформации и теперь она уходит не на борьбу со страхами, а на развитие личности ребёнка.
После рисования страхов, их можно проиграть в игре, желательно вместе с родителем. Игровая терапия - это ещё один очень хороший способ решения многих сложностей в развитии ребёнка.
Что почитать?
Если вы хотите самостоятельно глубже погрузиться в тему, могу порекомендовать литературу:
А.И. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»; СПб, 2000
А.И. Копытин «Основы арт-терапии»; СПб, 1999
А.И. Копытин, Е.Е.Свистовская «Арт-терапия детей и подростков»; Москва, 2007
Д. Алан «Ландшафт детской души»; СПб, 1997
ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ
КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Одним из частых запросов к психологу, поступающих от родителей и педагогов, сегодня можно назвать агрессивное поведение детей. Теоретические аспекты формирования детской агрессивности, особенности ее проявления мы рассмотрели в предыдущих статьях. В данной статье хочу остановиться на том, как же должна строиться коррекционная работа по преодолению агрессивного поведения?
Большинство авторов, разрабатывающих программы коррекционной работы с агрессией, включает в нее прежде всего различные тренинги модификации поведения. Однако, они часто ожидаемого результата не получают. В чем же дело? Чтобы результат работы с агрессивным ребенком носил устойчивый характер, коррекция должна носить не эпизодический, а системный характер. Так, Т.П. Смирнова выделяет 6 ключевых направлений-блоков, в которых нужно вести работу: снижение уровня личностной тревожности; формирование осознанности собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии; развитие позитивной самооценки; обучение ребенка отреагированию, выражению своего гнева приемлемым, безопасным для себя и окружающих способом, а также отреагированию негативной ситуации в целом; обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении; обучение ребенка техникам и способом управления гневом, своими эмоциональными состояниями, развитие контроля эмоций.
Комплексный и системный характер коррекционной работы с данной категорией детей предполагает сочетание приемов, техник, упражнений из разных направлений психологии и психотерапии.
Коррекционная работа с агрессивными детьми имеет свои особенности. Без снятия острого эмоционального состояния, невозможно провести коррекцию поведения. Поэтому первый шаг — гармонизация эмоциональной сферы ребенка. Реализовать его можно разными способами. На мой взгляд, лучше всего возможность выразить свои осознаваемые и неосознаваемые переживания дают ребенку методы арт-терапии и песочной терапии.
Арт-терапия опирается на идеях класического психоанализа о том, что мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально Арт-терапевтические образы отражают все виды подсознательных процессов: страхи, конфликты, воспоминания детства, предоставляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере. Рисование или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения. Этот метод удивительно подходит для работы с детьми. Он позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный период: безусловное принятие, признание достоинств, удовлетворяется потребность в признании, позитивном внимании. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится на неэффективное напряжение. Ребенок расслабляется. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности, творчеству.
Наиболее эффективны в работы с детьми, проявляющими различные виды деструктивного поведения, формы арт-терапии, помогающие воссоздать атмосферу раннего рисования, вернуть ребенка на, так называемый, доизобразительный период. Этому способствует работа с гуашью, песком, водой, бумагой. Действия с гуашью: мазки и линии различного характера (точечные, длинные, широкие, размашистые, ритмичные и пр.), размазывать краску по поверхности (бумаги, стола, стекла и пр., кисточкой, губкой, пальцами, ладонью), смешивать краску (в баночке, на поверхности, целенаправленно или спонтанно). Действия с водой и песком: пересыпать, выливать в песок воду, вымешивать песочную жижу, полоскать кисти рук в грязной воде, переливать из емкости в другую, пропускать между пальцами. Действия с бумагой: сминать, разрывать, сжимать, разбрасывать, метать.
Иногда ребенок спонтанно начинает рисовать пальцами. Получающиеся следы привлекают, и он повторяет эти действия снова. Часто, войдя в раж, ребенок наносит на лист все новые и новые цвета, смешивает их, превращая в бурое месиво. Цвета перемешиваются и в баночках, и на поверхности. Еще одна повторяющаяся особенность рисования: начиная работать яркими светлыми красками дети постепенно переходят к более темным. На листе цвета смешиваются, превращаясь в бурое пятно, поглощающее в себе любые краски. Третья особенность заключается в цветовой многослойности, когда накладывают краски слой за слоем. Эти признаки можно считать критериями того, что в работе происходит регрессия на ранние стадии развития Для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными. Раз опыт необычен, то снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты.
Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции. Марания порой выглядят как деструктивные действия, но игровая оболочка позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения. Здесь нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», что убирает напряжение и страх.
Полезным может быть рисование на больших листах бумаги, расширение изобразительного пространства.
Колоссальный коррекционный эффект заключает в себе технология рисования на воде. Берем прозрачную чашу с водой, акварельные краски, кисточки и предлагаем сделать первое касание кистью воды, запустить, например, красную кляксу, которая начнет свое таинственное превращение в облачко... Возможна разная степень активности детей в процессе контакта с водой. Могут получиться экзотические узоры, а может происходить интенсивное хаотическое смешение красок, в котором реализуются деструктивные тенденции.
Коррекционный эффект при использовании методов арт-терапии достигается не только за счет специальных приемов и техник, описанных выше, но и за счет содержательной тематики работ.
И детей и взрослых, по мнению В. Оклендер, необходимо научить разумным способам выведения гнева. Среди них: рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку, писать на бумаге все слова, которые хочется высказать в гневе, рисовать чувство гнева. Можно вылепить из глины символическую куклу и смять ее резиновым молотком. Сделать из пластилина лицо, которое вызывает агрессию, и поговорить с ним. Предметы, которые могут помочь выразить гнев, — это палки, резиновый нож, игрушечное ружье, надувная кукла, бумага, боксерская груша и др.
Дети и сами придумывают различные «антиагрессивные» игры. Например, мальчик, когда злился, кричал в коробку, чтобы не испугать маму неожиданным проявлением своих эмоций. Коробка была заполнена мятыми газетами и имела отверстие, в которое и следовало кричать.
В. Оклендер считает, что в работе с агрессией следует предусмотреть четыре фазы.
1. Предоставить ребенку приемлемые методы для выражения подавляемого гнева.
2. Помочь ребенку подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить его отреагировать на гнев.
3. Осуществить вербальный контакт с чувством гнева (пусть скажет то, что думает, тому, о ком думает).
4. Обсудить с ребенком проблему гнева.
Это только некоторые арт-терапевтические и психологические приемы, которые помогают эффективно преодолевать детскую агрессивность, приводить ее в конструктивное русло.
Однако, что стоит отдельно отметить, имея серьезные проблемы со страхами или агрессивность у детей разного возраста для эффективной коррекции и поиска причин агрессивного поведения следует обращаться к специалисту – в частности к психологу. Задача же родителей состоит в профилактике возникновения проблем со страхами и агрессией, а это происходит посредством создания благоприятно среды и обучению способам эффективного реагирования в разнообразных жизненных ситуациях.
Литература
1. Мардер Л. Цветной мир. СПб. – 2001.
2. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М. Независимая фирма «Класс» 1997
3. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов-на-Дону. Феникс.2005
|
|
СНЯТИЕ СТРЕССА
Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста
Подборка игр для детей раннего возраста
- Игры на основе нервно-мышечной релаксации.
«Муравей»
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Все дети и взрослый сидят на ковре. Ведущий: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим - вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.)
«Мороженое»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Ведущий: «Вы - мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела...»
«Поймай бабочку»
Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.
Процедура проведения. Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать - выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.
«Улыбка»
Цель: снять напряжение мышц лица.
Процедура проведения. Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».
«Холодно - жарко»
Цепь: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Ведущий: «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам - греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер...» (Дети повторяют действия.)
«Сорока-ворона»
Цепь: снять эмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Дети сидят в парах на стульях, проговаривают слова-потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.
Сорока-ворона кашу варила,
Сорока-ворона деток кормила,
Этому дала, и этому дала,
И этому дала, и этому дала.
А самому маленькому -
Из большой миски
Да большой ложкой.
Всех накормила!
«Самолет летит, самолет отдыхает»
Цель: снять эмоциональное напряжение путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц.
Процедура проведения. Ведущий предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны превратиться в быстрые самолетики. Дети поднимают руки, как крылья, напрягают их (потому что нужны сильные крылья, чтобы самолетик летел). Стоя на месте, дети изображают самолетики (смысл упражнения в том, чтобы напрягать и расслаблять руки), жужжат «моторами», двигают «крыльями», затем опускают их расслабленными - самолетики прилетели, крылья устали и хотят отдохнуть.
«Игра с шарфиком»
Цель: снять напряжение мышц лица.
Процедура проведения. Взрослый говорит: «Представьте себе, что вам холодно, вы замерзли, обхватили себя руками. Но вот пришла мама и принесла шарфик. Вы повязали шарфики на шейки. Покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам, улыбнулись друг другу».
«Шишки»
Цепь: снять напряжение.
Процедура проведения. Ведущий говорит: «Вы - медвежата, а я мама- медведица. Я буду бросать вам шишки (ведущий имитирует соответствующее движение). Вы будете их ловить (ведущий показывает, что надо сделать) и с силой сжимаете в лапах». Дети играют. Ведущий: «Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела - лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам...».
«Лимон»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Ведущий предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок.
«Потягушечки»
Цель:снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Ведущий предлагает всем поспать, отдохнуть. Дети собираются в круг, садятся на корточки, закрывают глаза. Ведущий (через несколько секунд): «Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носки. Ведущий: «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Дети встают на ступни, опускают руки вниз.
- Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.
«Согреем бабочку»
Цель: достичь релаксации через дыхательные техники.
Процедура проведения. Дети сидят в кругу на стульях. Ведущий показывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки. Психолог рассказывает, что бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.
«Воздушный шарик»
Цель: развить у детей способности расслабления мышц живота.
Процедура проведения. Дети стоят в кругу. Ведущий: «У меня в руках воздушный шарик. Посмотрите, как я буду его надувать (надувает настоящий воздушный шарик, а затем сдувает его). А сейчас мы представим, что воздушный шарик находится у нас в животе и мы должны его надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем животик, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте ручкой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик. Отлично! Давайте повторим еще раз. Вдох - выдох, еще один вдох - выдох. Молодцы!»
«Часики»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона.
Процедура проведения. Ведущий: «Ребята, а вы видели часики? У кого они есть ? А хотите, мы сегодня с вами будем показывать часики? Встаньте прямо, ножки слегка расставьте так, чтобы машина между ними могла проехать, руки опустите. Мама часики завела, и они стали тикать: «Тик-так!». Размахивайте прямыми руками вперед и назад. Устали часики, остановились, отдыхают... Мама снова завела часики, и они снова стали тикать». Дети и ведущий размахивают руками, говорят: «Тик-так».
Хочу обратить Ваше внимание на то, что монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции!
«Каша кипит»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники.
Процедура проведения. Ведущий: «Поставила мама кашу варить и ушла. А каша сварилась и закипела. Вы знаете, как каша кипит? Давайте покажем. Одну ручку положим на животик, другую - на грудь. Втянули животик - набрали воздух. Говорим громко: "ф-ф-ф", - выпятили животик. Вот как каша кипит!»
Хочу обратить Ваше внимание на то, что сжимание мышц кистей рук также затормаживает отрицательные эмоции!
- Игры с прищепками
«Игры с пр ищепками»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.
Процедура проведения. Ведущий показывает детям прищепки и рассказывает о предназначении их в быту, предлагает поиграть с ними – показывает, как тремя пальчиками можно прицепить прищепку к краю коробки, сопровождая действия словами:
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала,
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)
Затем ведущий показывает, как прищепка может открывать и закрывать «ротик». Далее прищепка «превращается» в волка:
Серый волк – зубами щелк.
Не боимся тебя, волк!
(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)
«Интересный разговор»
Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.
Процедура проведения. У детей в каждой руке по прищепке. Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста:
Лягушонок: «Квак-квак!»
А утенок: «Кряк-кряк!»
Все сказали, все спросили,
Хорошо поговорили!
«Лиса»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.
Процедура проведения. Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Ротик открывает, зайчиков пугает.
(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)
«Крокодил»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.
Процедура проведения. Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста:
В зоопарке воробей пообедал у зверей,
А зубастый крокодил чуть его не проглотил.
(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)
«Гусь»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.
Процедура проведения. Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста:
Га-га-га, - гогочет гусь, -
Я семьей своей горжусь.
(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)
«Птичка»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.
Процедура проведения. Дети и ведущий сидят за столами. У каждого в руках по одной прищепке и фантики, скрученные в «конфетку». Взрослый сопровождает действия с прищепкой проговариванием стихотворного текста. Дети повторяют текст и движения за ведущим.
Птичка клювом повела, Рука с прищепкой поворачивается
из стороны в сторону
Птичка зернышки нашла, Другая рука показывает ладошку
с воображаемыми зернышками
Птичка зернышки поела, Пощипывание прищепкой ладошки
Птичка песенку запела. Прищепка ритмично открывает и
закрывает ротик» – поет.
Взрослый и дети напевают: «Ля-ля-ля!»
«Глупая ворона»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, закрепить сенсорные навыки, развить коммуникативную функцию речи.
Процедура проведения. Дети и ведущий сидят за столами. У каждого в руках по одной прищепке и фантики, скрученные в «конфетку». Взрослый сопровождает действия с прищепкой проговариванием стихотворного текста. Дети повторяют текст и движения за ведущим.
Глупая ворона Прищепка ритмично открывает
Увидела бумагу - и закрывает «ротик».
Как ее ухватит. Производится наклон кисти с прищепкой
Думала конфета, к столу, захват фантика.
Оказалось... фантик.
«Грачата»
Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.
Процедура проведения. Ведущий ритмично открывает и закрывает прищепку обеими руками по ходу проговаривания текста.
Двое маленьких грачат
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты грачата:
Очень есть они хотят.
(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)
- Игры - колыбельные.
Такие игры оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, накопленных за день, успокаивают, и даже лечат, ведь недаром слова некоторых колыбельных напоминают заговоры целительниц, «изгоняющие» болезни и горести. Спокойная мелодия колыбельной способствует замедлению пульса, расширению сосудов, упорядочиванию мозговых ритмов.
Необходимо сопровождать «усыплялку» или колыбельную поглаживаниями ручек, ножек, спинки, волос, лба и бровей. Все эти действия нужны для того, чтобы выработать у детей условный рефлекс на засыпание. Если взрослый делает это правильно, то дети буквально на глазах расслабляются и быстро отходят ко сну. И сам сон у малыша будет спокойный и продолжительный.
Колыбельные не обязательно петь, можно задушевно и ласково проговаривать слова, нашептывать. Важный момент: уложив ребенка, взрослый садится в кресло и расслабляется. Это состояние передается ребенку, и он быстрее засыпает.
«Малышам всем спать пора»
Цель: подготовить ко сну, снять напряжение с основных мышечных групп тела малыша.
Процедура проведения. Ребенок лежит в кровати, взрослый нежным голосом начинает напевать, сопровождая поглаживаниями слова колыбельной. Повторяет несколько раз, пока ребенок не успокоится:
Нашим пальчикам спать пора,
Нашим ручкам спать пора,
Нашим глазкам спать пора,
И волосикам спать пора.
Нашим ножкам спать пора,
И животику спать пора,
Спинке тоже спать пора,
Лобику тоже спать пора.
Малышам всем спать пора!
«Ложимся спать» (игра с куклой)
Цель: помочь ребенку быстрее уснуть, упорядочить ритуал отхождения ко сну, сделать его привычным.
Процедура проведения. Взрослый становится с ребенком вокруг игрушечной кроватки, берет куклу и говорит: «Всем ребяткам пора спать. И кукла Катя сейчас будет ложиться спать. Надо раздеться. Вот платьице, колготки. Ложимся в кроватку. Приятных снов, Катюша». Взрослый обращается к ребенку: «А теперь и мы будем ложиться спать. Только сначала нужно раздеться».
«Зайки серые»
Цель: подготовить ко сну, снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Взрослый укладывает ребенка в кровать и начинает напевать или произносить текст для засыпания: «Зайки серые устали и в постельку улеглись. И зайчонок Миша прилег, и зайчик пушистый Алеша прилег... Постельки у заек теплые, мягкие. И у беленькой зайки Марины теплая, и у... Лапки зайки вытянули, теплые лапки у зайчишек. И у зайчика Леночки теплые, и у... Закрываются глазки у зайчиков, спят зайки. И зайчик Машенька спит, и зайчик Сашенька спит. Хорошо, тепло моим заинькам!». Взрослый шепчет ребенку эти слова ласково, поглаживает ручки, ножки, спинку.
«Усыплялка для ладошек»
Цель: подготовить ко сну, снять отрицательные эмоции, снять напряжение с рук.
Процедура проведения. Ребенок лежит в кроватях, взрослый обращает внимание на его ладошки и начинает спокойным напевным голосом проговаривать текст, сопровождая его движениями. Ребенок повторяет за ним.
Устали наши ладошки, Показать ладони, несколько раз расслабленно
Хотят отдохнуть немножко. встряхнуть ими
Они собирали игрушки. Показать, как собирали невидимые игрушки
С мамой лепили плюшки. Полепить из невидимого теста
С бабулей варили кашку. Перемешать невидимую кашу
Рвали в саду ромашки. Сорвать несколько невидимых цветков
Кидали хлебные крошки Собрать пальцы горсточкой, перебирая ими,
Воробушкам на дорожке. кидая невидимые крошки
Устали наши ладошки, Сложить ладони одну на другую,
Пускай отдохнут немножко. расслабить руки.
«Все спят»
Цель: подготовить ребенка ко сну, снять отрицательные эмоции, напряжение.
Процедура проведения. Ребенок лежит в кровати. Взрослый подходит к окну и начинает приговаривать:
Бай-бай, бай-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не шуми.
Петушок, не кричи,
Моих ребяток не буди!
Ребята выспятся,
Большие вырастут
И в школу пойдут!
Взрослый ходит спокойно около кровати, поправляет одеяло, поглаживает ребенка. Затем заводит колыбельную:
Все ласточки спят,
И лисицы спят.
И нашим ребяткам
Спать велят.
Ласточки спят
Все по гнездышкам,
Лисички спят
Все под кустиками,
Мышки спят
Все по норочкам,
Маленькие детки
В кроватках спят.
Спи и ты, Ванюша!
Спи и ты, Катюша!
(Называет ласково тех детей, к которым подходит.)
Другой вариант:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птички спят на веточках,
Мишки спят на горочках,
Зайки спят на травушке,
Утки - на муравушке,
Дети все - по люлечкам...
Спят-поспят,
Всему миру спать велят!
«Игрушки»
Цель: подготовить ко сну, снять напряжение.
Процедура проведения. Ребенок в кровати. Взрослый начинает рассказывать знакомое стихотворение, постепенно настраивая ребенка на сон, призывая уснуть и увидеть во сне сказку:
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Слоник тоже хочет спать,
Хобот опускает слон,
Видит сладкий, дивный сон.
Наши детки тоже спят,
Тихо носики сопят.
Презентация Арт-терапия в развитии детей
Ссылка на источник
Экологичные способы проживания эмоций для взрослых
Максимально важным для родителя является не только создание подходящей для развития ребенка среды, не только оказание ему разнообразной помощи в его развитии но и собственное развитие – в частности контроль за своим собственным эмоциональным состоянием от которого зачастую напрямую зависит эмоциональное состояние нашего ребенка.
Практические методы для повседневной работы
Один из самых важных моментов в психологической практике и в саморазвитии – правильное проживание эмоций. Мы уже знаем, что подавлять чувства неправильно. И понимаем в то же время, что их спонтанное выражение также не всегда уместно. Значит, нам нужно учиться управлять ими. В этом нам могут помочь контролируемое выражение эмоций и практики по их проживанию и изменению.
Существует множество практик, которые помогают нам правильно пережить сложные моменты жизни, о чем бы ни шла речь – о гневе, страхе или обиде, и не копить эмоции в душе и в теле.
Письма обид
Вы просто садитесь, берете лист бумаги и ручку и пишете. Описываете все: переживания, всю злость, негатив – на мужа, друга, родителей, на кого хотите, просто высказываете сколько угодно. Можно в любых подробностях, любыми словами, жаловаться, ругаться, что угодно – не важно, справедливо или нет. Но потом этот лист бумаги не надо никому показывать, а нужно просто разорвать или сжечь. И вам станет намного легче. Техника писем работает просто замечательно. Не нужно будет сливать негатив друзьям или держать его в себе. Есть и другие техники, но этой вполне достаточно, и самое главное, она простая, ей не нужно обучать специально.
Дневники чувств – по схеме и без
Вести дневник – одно из самых полезных занятий. Но не такой дневник, где мы просто записываем, что с нами произошло, а записи по определенной схеме. Вести его стоит каждый день. Вы можете брать то или иное событие, которое вызвало у вас сильную эмоциональную реакцию – позитивную или негативную, неважно. Под событиями имеется в виду не только что-то внешнее. Это может быть переживание, какая-то важная мысль, пришедшая в голову. И пишете, отвечая по порядку на следующие вопросы:
- Что произошло?
- Что я почувствовал?
- Что я подумал?
- Что я сделал?
- Что получилось в результате?
Эта практика помогает развивать рефлексию, понимать собственную мотивацию. Записывать необходимо, чтобы отслеживать и успокаивать мысли. Когда мы просто обдумываем событие, то не успеваем сосредоточиться на тех или иных моментах, они просто ускользают от нас. Кроме того, какие-то вещи могут быть не очень приятными, и мы будем невольно избегать их. В голове это сделать проще, а при выписывании мы вынуждены вытаскивать и фиксировать мысли.
Также вы можете вести дневник, где можно записывать все, что вас волнует: беспокоит, раздражает или наоборот, радует. Просто выписывайте ощущения на бумагу – это поможет осознать эмоции, принять их и высвободить.
Продумывание события – круг вопросов
Этот метод похож на предыдущую практику, но преследует немного другие цели. Вспомните какое-то важное или эмоционально значимое событие дня – сегодняшнего или вчерашнего. Что-то напрягшее или напугавшее, неожиданное и так далее. Представьте его и подумайте о нем, как если бы вы снова находились в этой ситуации. Задайте себе вопрос: какое у меня ментальное состояние? Что я думаю по этому поводу? Затем, продолжая думать о том же событии, спросите себя – а что я чувствую при этом? И после переместите фокус внимания на тело – что появилось в нем. Сосредотачиваясь на своих реакциях, вы, с одной стороны, проживаете их, а с другой – можете понять, как вы функционируете, насколько согласованы ваши реакции. К примеру, вы можете думать одно, чувствовать другое, а в теле у вас будет что-то третье. Это означает определенную рассогласованность, дисбаланс, которые мешают нам реагировать на события адекватно. Все эти вопросы и ответы можно также выписывать на бумагу.
Гиперболизация
Хороший вариант – использовать смешные прозвища для своих состояний. «Чемпион мира по страху в сверхтяжелом весе», «Особо злобная, псовая, цепная обиженная женщина» и так далее. Юмор обезоруживает даже самые неприятные чувства. Впрочем, это не значит, что их теперь не нужно проживать. Но их становится легче вынести. Самоирония вообще часто помогает, особенно если обычно вы относитесь к себе и своим переживаниям чересчур серьезно.
Гипертрофированное выражение чувств и сосредоточение на них
Еще один испытанный способ легче пережить эмоции – выразить их чрезмерно, слишком сильно. Это обычно хорошо получается в одиночестве, иначе большинство из нас будет чувствовать себя неловко. Если вы ощутили сильную негативную эмоцию, сосредоточьтесь на ней, нырните в нее. Выразите ее сильнее, чем чувствуете.
Если это страх, можно дрожать всем телом, трястись изо всех сил. Можно приговаривать: «Я очень боюсь, просто очень, я самый испуганный человек на свете» и тому подобное.
Если это гнев, можно рычать или бить диван подушкой. Лучше ничего не ломать, потому что потом вам будет неприятно за испорченные вещи и все придется убирать. Если очень хочется, найдите в себе силы выбрать какие-то ненужные вещи, например, старые картонные коробки.
Плачьте, если вас посетили отчаяние и обида. Даже если слез нет, изображайте рыдания голосом. Неважно, как это будет звучать, пусть даже неестественно. Вас все равно никто не услышит, а вам станет легче, и вслед за голосом придут и сами чувства. Сосредоточившись на них, честно прожив их, какими бы неприятными они ни были – вы вскоре увидите, что они просто закончились.
Не обязательно дожидаться момента, когда вас спонтанно посетит то или иное чувство. У большинства из нас есть зажатые и непрожитые эмоции от прошедших событий, где мы запретили себе злиться или грустить. Вы можете попробовать вспомнить ситуацию и заново прожить ее. Если у вас получится, ситуация перестанет вызывать негатив при воспоминании и больше не будет эмоциональным грузом.
Окунуться с головой
Похожий способ прожить сильные состояния – окунуться в них с головой. Вместо того чтобы бороться со, скажем, депрессией или сильным разочарованием, печалью, идите им навстречу. Вы можете просто прийти домой, лечь на диван и сказать себе: «Я буду сейчас страдать. Лежать и страдать три часа без перерыва, плакать, ныть, выть». И честно проживайте.
Обычно мы боремся с собой, стараемся взбодриться, прогнать накатывающую грусть или обиду. А они от этого только становятся сильнее. Если отдаться им, окунуться в них – поверьте, они быстро кончатся. Вам просто надоест плакать и страдать, и на смену негативу придет расслабление.
Энергия эмоций очень сильна, поэтому я очень рекомендую вам заниматься работой с ними регулярно. Так вы сможете сделать свою жизнь более гармоничной и радостной.
Ссылка на источник