Консультация и материалы для педагогов

             ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ
                      БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                  И МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
            15 января 2019 г. № 7/5/13

     ИНСТРУКЦИЯ
 о порядке действий работников учреждений образования,
        здравоохранения
     и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска
                          суицидальных действий у несовершеннолетних.


1. Настоящая Инструкция определяет порядок действий работников учреждений
образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении
факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних.
2. Для целей настоящей Инструкции используются основные термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 24, ст. 290; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 159, 2/1460), Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «Об оказании психологической помощи» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1708), Законом Республики. Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 2/949), а также следующие термины и их определения: факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего – внешние или внутренние условия, обстоятельства, провоцирующие несовершеннолетнего совершить осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни;
проявление суицидального поведения – осознанное преднамеренное действие,
направленное на добровольное лишение себя жизни (суицидальная попытка или
самоубийство), а также проявление суицидальной активности, включающей в себя
суицидальные намерения, высказывания, угрозы; суицидальные угрозы – намерения и действия, выраженные в устной, письменной или какой-либо иной форме, свидетельствующие о наличии у несовершеннолетнего суицидальной активности и вероятности совершения суицидальных действий.
3. К факторам высокого риска суицидальных действий у несовершеннолетнего
следует относить: сведения о совершении попытки суицида; намеренное нанесение самоповреждений; демонстрация суицидальных угроз.
4. Выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего
осуществляется в пределах компетенции педагогическими работниками учреждений
образования (далее – педагогические работники), медицинскими работниками и
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.01.2019, 8/338133
психологами организаций здравоохранения (далее – работники организаций
здравоохранения) и сотрудниками органов внутренних дел (далее, если не указано иное, – субъекты профилактики).
5. Работники организаций здравоохранения осуществляют выявление факторов
риска суицидальных действий у несовершеннолетнего при посещении
несовершеннолетним и его законным представителем учреждений здравоохранения.
6. Педагогические работники осуществляют выявление факторов риска
суицидальных действий у несовершеннолетних при осуществлении социально-
педагогической поддержки обучающихся и оказании им психологической помощи.
7. Сотрудники органов внутренних дел осуществляют выявление факторов риска
суицидальных действий у несовершеннолетнего при совершении несовершеннолетним противоправных действий и проведении с ним индивидуальной профилактической работы.
8. При выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего
субъекты профилактики в течение одного рабочего дня информируют законного
представителя несовершеннолетнего о возможностях:
получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в
учреждении образования по месту обучения несовершеннолетнего;
получения психиатрической (психотерапевтической) и психологической помощи в
организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту
жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего; ограничения доступа к информации глобальной компьютерной сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и развитию детей, поставщиками интернет-услуг по запросу пользователей, а также путем установления на персональный компьютер программного обеспечения с функцией «родительского контроля».
9. Субъекты профилактики при выявлении факторов риска суицидальных действий у
несовершеннолетнего с письменного согласия законного представителя
несовершеннолетнего, оформленного по форме согласно приложению, в течение одного рабочего дня направляют информацию о несовершеннолетнем в учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего, организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую (психотерапевтическую) и психологическую помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего. В информации указываются фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего, дата рождения, адрес места жительства (места пребывания) несовершеннолетнего, сведения о его законных представителях, имеющиеся факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего, проявления суицидального поведения, предпринятые меры, их эффективность.
10. В рамках профилактической работы субъекты профилактики имеют право
письменно ходатайствовать о приглашении законного представителя несовершеннолетнего на заседание комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов несовершеннолетнего.
11. В случае выявления факторов риска суицидальных действий у
несовершеннолетнего либо получения соответствующей информации педагогические
работники в течение одного рабочего дня с момента выявления или поступления
информации предлагают несовершеннолетнему, его законному представителю
психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении
образования, в случае их согласия – обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его законному представителю психологической помощи и социально-педагогической
поддержки в учреждении образования.
12. В случае обращения в организацию здравоохранения несовершеннолетнего,
имеющего факторы риска суицидальных действий, его законного представителя
работники организации здравоохранения обеспечивают:
12.1. оказание несовершеннолетнему специализированной медицинской и
психологической помощи в день обращения; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.01.2019, 8/338134
12.2. передачу информации о несовершеннолетних мужского пола в возрасте
15–17 лет, имеющих факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего, в районные (городские) военные комиссариаты по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего с согласия законного представителя.
13. Сотрудники органов внутренних дел обеспечивают охрану общественного
порядка по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего, имеющего
факторы риска суицидальных действий, при оказании ему медицинской помощи в случае наличия угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего и (или) иных лиц.
14. При получении информации о несовершеннолетнем, демонстрирующем прямые
суицидальные угрозы и (или) находящемся в состоянии активных суицидальных
действий, субъекты профилактики принимают необходимые меры по предотвращению совершения суицида несовершеннолетним и осуществляют незамедлительное выполнение мероприятий, изложенных в пунктах 8, 9, 11–13 настоящей Инструкции, в целях информирования законного представителя о суицидальных действиях несовершеннолетнего и обеспечения оказания ему своевременной психологической и медицинской помощи в порядке, установленном законодательством. Приложение к Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних.

Инструкция о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних (материал для скачивания).


АЛГОРИТМ

действий работников учреждений
образования, здравоохранения и органов
внутренних дел при выявлении несовершеннолетних,  склонных
к суицидоопасному поведению

1.Выявление несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению, осуществляется в пределах компетенции работниками учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел (далее - субъекты профилактики):

при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому;

при получении информации об аутоагрессивном поведении несовершеннолетнего в ходе мониторинга сети Интернет либо при поступлении заявлений граждан;

медицинскими работниками - при посещении несовершеннолетними и их законными представителями учреждений здравоохранения;

педагогическими работниками - при проведении бесед с обучающимися, наблюдении за ними, получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц (одноклассников, одногруппников, друзей, родственников) о склонности к суицидоопасному поведению;

педагогами-психологами учреждений образования - при проведении психодиагностического исследования суицидального поведения обучающихся;

работниками органов внутренних дел - при совершении несовершеннолетними противоправных действий.

2.К категории несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению, следует относить несовершеннолетних:

  • совершивших попытку суицида;
  • имеющих тенденцию к самоповреждению (порезы, раны);
  • демонстрирующих суицидальные угрозы (прямые либо завуалированные);
  • переживающих тяжелые утраты (смерть родителя, значимого человека, особенно в течение первого года после потери);
  • находящихся в конфликтных ситуациях (проблемы во взаимоотношениях с социальным окружением, выраженные семейные проблемы (уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и др.);
  • имеющих признаки депрессивного расстройства.

З.При выявлении несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, субъекты профилактики в течении 1 дня информируют законных представителей несовершеннолетнего о возможностях:

  • получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования, специализированной помощи (психологической, психотерапевтической, психиатрической) в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;
  • ограничения доступа к информации сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и развитию детей, поставщиками Интернет- услуг по запросу пользователей, а также путем установления на персональный компьютер антивирусного программного обеспечения с функцией «родительского контроля».

4.Субъекты профилактики при выявлении несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, с согласия законных представителей несовершеннолетнего, в течение 1 рабочего дня направляют информацию о несовершеннолетнем в учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего, организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего.

Информация должна в обязательном порядке содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дату рождения, адрес места жительства (места пребывания) несовершеннолетнего, проявления суицидо-опасного поведения, предпринятые меры.

5.В рамках профилактической работы субъекты профилактики имеют право приглашать законных представителей несовершеннолетнего на заседание территориальной комиссии по делам несовершеннолетних в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов несовершеннолетних.

6.В случае выявления несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, либо получения соответствующей информации:

  • работники учреждения образования в течение 3 рабочих дней с момента поступления информации предлагают законным представителям и несовершеннолетнему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования; в случае согласия - обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его законным представителям психологической помощи и социально­педагогической поддержки в учреждении образования.
  • работники учреждения здравоохранения в день обращения несовершеннолетнего в учреждение здравоохранения обеспечивают организацию и оказание ему специализированной медицинской помощи;
  • передачу информации о несовершеннолетних мужского пола в возрасте 15-17 лет в районные военные комиссариаты по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетних.

7.Работники территориальных органов внутренних дел:

АЛГОРИТМ

обмена информацией о детях, являющихся потерпевшими по уголовным
делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, преступлениях против
половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних

Во исполнение пункта 3 решения протокола межведомственного совещания от 29.07.2021 № 32.20.-2/158дсп, в целях обеспечения своевременного и качественного обмена информацией о малолетних и несовершеннолетних лицах, являющихся потерпевшими по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также по уголовным делам против половой неприкосновенности и половой свободы, с целью принятия надлежащих мер по государственной защите детей,

1.Начальникам РО-МО-ГОСК Витебской области:

 1.1.при поступлении в территориальные подразделениями УСК заявлений (сообщений) и (или) материалов до следственных проверок по фактам совершения в отношении несовершеннолетнего тяжкого и особо тяжкого преступления, в том числе преступления против половой неприкосновенности и половой свободы, соответствующую информацию с указанием установленных обстоятельств, анкетных данных ребенка, его возраста, места обучения, места жительства, направить в территориальный орган внутренних дел (далее - ОВД), местный исполнительный и распорядительный орган (отдел (управление) по образованию, комиссию по делам несовершеннолетних (далее - КДН) для принятия соответствующих с компетенцией мер

 1.2.при совершении преступления близким родственником, членом семьи потерпевшего несовершеннолетнего, незамедлительно информировать отдел по образованию, КДН на местах для принятия мер по его нуждаемости в государственной защите;

    1.3. по каждому уголовному делу данной категории:

  1.3.1.принимать исчерпывающие меры по установлению причин и условий, способствующих совершению преступления;

    1.3.2.направлять поручения в ОВД с целью проверки подозреваемых (обвиняемых) на причастность к совершению иных преступлений данной категории.

2.Руководителям учреждений образования при выявлении признаков (факта) насилия, в том числе сексуального, в отношении ребенка, незамедлительно информировать (устно и письменно) ОВД, отдел (управление) по образованию для принятия мер реагирования.

3.Территориальным ОВД, отделам (управлениям) по образованию, КДН:

 3.1.в соответствии с информацией, ранее направленной органом предварительного следствия, до принятия окончательного решения по уголовному делу о совершении в отношении несовершеннолетнего тяжкого, особо тяжкого преступления, в том числе против половой неприкосновенности и половой свободы, согласно компетенции, сообщать в территориальное подразделение У СК о проделанной работе, принятых мерах по защите ребенка (детей) (при наличии оснований для применения);

 3.2.принимать меры по недопущению разглашения третьим лицам информации, ставшей известной в ходе исполнения мероприятий, предусмотренных настоящим Алгоритмом.

АЛГОРИТМ обмена информацией о детях, являющихся потерпевшими по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних (материал для скачивания)

 

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования[1].

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка[2].

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности[3].

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

  1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

  1. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  2. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др[4].
  3. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

 

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования[5].

[1] Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».

[2] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014  № 47.

[3] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014  № 47.

[4] Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

[5] Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи»

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних (материал для скачивания)


Практические советы по обучению детей

новым видам деятельности

  1. Существует множество способов, с помощью которых вы можете помогать ребёнку   учиться   новым   видам   деятельности.   Вы   можете   использовать 

следующие:       

- выбирать для обучения те виды деятельности, которые ребёнок может видеть или слышать в практической жизни, в реальности;

- всегда объяснять ребёнку и разговаривать с ним о том, что вы делаете;

- выполнять все малознакомые действия вместе с ребёнком и разговаривать с ребёнком о тех действиях, которые в вашем присутствии выполняют другие дети;

 2. Сначала выясните, как ребёнок вас понимает. Он может понимать вас, слушая вашу речь, наблюдая за выражением лица, движениями рук, тела. Или же ребёнок может понять вас, если он прикасается к вам тогда, когда вы что-то делаете. Малыш может понять вас, делая что-то вместе с вами.

Вывод: Когда вы  учите ребёнка, разговаривайте и  объясняйте ему свои действия тем способом, который он понимает лучше всего.

 3. Учите ребёнка выполнять различные виды деятельности в то время, когда это  обычно делают другие люди. Например, помогайте ребёнку учиться раздеваться, когда пришло время сменить одежду или ложиться спать.

 4. Каждый день выделяйте некоторое время обучению ребёнка. Ребёнок сможет быстрее научиться чему-то,   если   видит,   что другие   тоже   делают  это (например, вся семья обедает вместе).

 5. Может случиться так, что ребёнок не может научиться какому-то новому виду деятельности, как бы вы ни старались обучать его. В этом случае разрешите ребёнку   заниматься   тем,    что    он   уже   может  делать. Это    поможет совершенствовать   ему   своё   умение.    Внимательно   наблю-дайте,   чтобы определить, когда он будет готов учиться снова.

 6. Когда вы обучаете ребёнка, вы должны привлечь всё его внимание. Ребёнок не сможет хорошо сконцентрировать внимание, если он голоден или мокрый. Убедитесь, что у него всё в порядке и ему удобно. Для занятий выбирайте тихое и спокойное место, где ребёнок может сосредоточиться. Если вокруг будет шумно, много людей, он захочет посмотреть, что происходит вокруг.

 7. Некоторые дети могут удерживать внимание на очень короткое время. Если ребёнок такой, то сначала учите его тем видам деятельности или играм, которые ему нравятся больше всего. (Например, игра в мяч: подкатывание  мяча к ребёнку и отталкивание обратно). Каждый день подолгу занимайтесь теми видами деятельности, которые нравятся ребёнку. Таким способом вы научите ребёнка удерживать внимание на одном занятии в течении длительного времени. Когда он сможет это делать, начинайте учить его другим видам деятельности. Однако следует помнить, что если ребёнок подолгу занимается одним и тем же, он может устать. Тогда он может захотеть вообще заниматься этим. Не заставляйте ребёнка делать что-либо очень долго. Наблюдайте за ним, чтобы заметить, когда он начнёт уставать. Прекратите заниматься этим видом деятельности, до того, как малыш устанет.

 8. Будьте терпеливы, когда обучаете ребёнка. Говорите с ним медленно, тихо. Ребёнок ничему не научится, если вы кричите на него или пугаете.

 9. Ребёнку необходимо продолжить выполнять какой-то вид деятельности после того, как он научится делать это. Чем больше раз ребёнок сделает что-то, тем лучше он сможет это делать.

 10. Чтобы помочь ребёнку быстрее учиться, необходимо использовать поощрение. Когда ребёнок получает какое-то поощрение за то, что он правильно что-то сделал, он захочет сделать это опять. Поэтому делайте так, чтобы ребёнок, которого вы обучаете, зная, что вы поощрите его за то, чтобы он сделал что-то хорошо. 

- Поощряете ребёнка сразу, как только он сделал что-то правильно.

- Поощряйте его всякий раз, когда он делает что-то правильно.

- Поощрением может быть: улыбка, объятие, похвала, что-нибудь особенное (фрукт, игрушка), разрешение делать то, что ему нравится (например, слушать музыку).        

- Наблюдайте за ребёнком, чтобы узнать, что ему нравится. Тогда вы можете использовать это в качестве поощрения.

- Поощрять нужно только за то, что сделано хорошо. Если ребёнок вознаграждён за что-то, что он сделал не так, как нужно, то он повторит это опять.

- Поощряйте ребёнка, если то, что он сделал, сделано в нужное время и в правильном месте. Например, ест вместе со всеми в отведённое для этого время.

- Продолжайте поощрять до тех пор. пока он не научится выполнять то, чему вы его учите. Когда ребёнок научится новому виду деятельности, постепенно прекращайте его поощрять.

 11. Когда вы чему-то учите ребёнка, постоянно наблюдайте за ним во время занятий. Всегда старайтесь выяснить, какую часть данного вида деятельности ребёнок может сделать самостоятельно, каковы его максимальные возможности. Затем помогите ребёнку сделать то, что он не может выполнить без посторонней помощи (например, когда ест).

 12. То, что вы делаете с ребёнком, повторяйте одним и тем же образом. Важно, чтобы вы инструктировали и поощряли его тоже одинаково.

 13. Помогайте и подсказывайте, кладя свои руки поверх рук ребёнка, только если он нуждается в вашей помощи, чтобы завершить что-либо. 

 14. Продолжайте обучение до тех пор таким образом, пока он не обучится выполнять данный вид деятельности целиком, без посторонней помощи. Это может занять несколько дней, недель или месяцев.

ВАЖНО!

Начните обучение с того вида деятельности, которому, по вашему мнению, он сможет научиться легче всего.

 

Учите ребёнка одновременно только

 одному виду деятельности.

 

Начинайте обучать его новому только тогда, когда он научится хорошо выполнять предыдущее.


 

 

Роль эффективности предупреждения семейного неблагополучия: выявление противоправных деяний, воспитательная и разъяснительная работа, оказание помощи.

Одним из важнейших направлений социальной политики государства является защита детства, обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних, учащейся молодежи.

В последнее время стали особую тревогу вызывать преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Учитывая урон данных преступлений для психики детей, в том числе малолетних, их здоровью, то, что преступники пользуются беспомощным состоянием несовершеннолетних, в нашем государстве данные преступления, как правило, отнесены к категориям тяжких и особо тяжких.

Эффективность борьбы с этим злом зависит от уровня координации и взаимодействия субъектов профилактики, правоохранительных органов, учреждений образования, здравоохранения, общественных объединений и иных организаций.

Важную роль по данному направлению деятельности играют своевременность выявления данных преступлений и оказания помощи пострадавшим детям и семьям, правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей.

Выявление противоправных деяний

Основными документами, регламентирующими порядок взаимодействия, информирования педагогами и медицинскими работниками о возможных фактах преступлений против половой неприкосновенности являются:

- Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистов учреждения образования, здравоохранения о фактах насилия в отношении несовершеннолетних, утвержденные заместителем председателя Витебского облисполкома от 12.01.2016.

-  Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних (письмо Министерства образования Республики Беларусь совместно от 07.02.2018 № 05-01-07/1121/дс).

- Методические рекомендации о порядке взаимодействия по профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, разработанные прокуратурой Витебской области (письмо главного управления по образованию Витебского областного исполнительного комитета от 04.02.2019 № 185).

-  Методические рекомендации о порядке выявления и информирования правоохранительных органов о фактах, свидетельствующих о возможном половом насилии над несовершеннолетними мужского пола, разработанные главным управлением по здравоохранению Витебского областного исполнительного комитета в декабре 2019 года.

-  Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, работающих с детьми и молодежью, по выявлению признаков сексуального насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних, алгоритму действий при выявлении, порядку информирования об этом правоохранительных органов.

-  Протокол межведомственного взаимодействия по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия Новополоцкого горисполкома утвержденного председателем межведомственного совета по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия Одиночкиным А.В. от 01.11.2022.

-  Национальный механизм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации.

- Алгоритм взаимодействия по обмену, учету и использованию информацию о фактах домашнего насилия.

- Положение о порядке представления организациями здравоохранения в правоохранительные органы информации, составляющей врачебную тайну, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2014 №1192;

- совместное письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 05.04.2018 №24/9363, №3-3-9/4458 «Об обеспечении взаимодействия», которым определен алгоритм взаимодействия территориальных учреждений здравоохранения и органов внутренних дел»;

- приказ управления здравоохранения Витебского облисполкома от 13.02.2017 №59 «О предоставлении информации»;

- письмо Министерства образования Республики Беларусь от 07.02.2018 №05-01-07/1121/дс «Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних»;

- Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования, здравоохранения о фактах насилия в отношении несовершеннолетних, утвержденные в 2016 году Витебским облисполкомом и прокуратурой Витебской области.

Однако следует признать, что еще не во всех учреждениях образования и здравоохранения, их органах управления в регионах четко представляют себе систему взаимодействия с органами внутренних дел по данному направлению деятельности, либо допускают просчеты и ошибки при организации данной работы.

Поэтому предлагается следующий «пошаговый» алгоритм действий руководителей учреждений образования, здравоохранения, отделов и управлений по образованию, центральных районных больниц.

Итак, для того, чтобы понять, должным ли образом налажено информирования органов внутренних дел о фактах насилия над детьми руководителям учреждений следует:

- самому детально, в том числе повторно, изучить указанные документы относительно своей компетенции, сделав для себя анализ, соответствует ли организация работы в учреждении изложенным требованиям (например, назначены ли ответственные за передачу сведений в ОВД лица, имеются ли в наличии перечисленные документы, ознакомлены ли с ними работники, имелись либо нет факты передачи таких сведений, почему и т.п.);

- провести собеседование, желательно индивидуальное, с подчиненными, сделав вывод, понимают ли они суть проблемы, обладают ли умением распознать описанными в документах способами и методами признаки насилия над детьми, осознают ли конфидеальность проблемы, знают ли, куда и в какой форме нужно передавать сведения, не имеется ли боязни понести дисциплинарную ответственность, если сигнал «перерастет» в уголовное дело;

- установить, имеются ли в учреждении контакты с ОВД, статистические сведения о направленных сигналах, результатах их рассмотрения в ОВД.

В указанных документах подробным образом перечислены источники, откуда могут стать известны факты о возможных противоправных действиях в отношении детей - это физические следы, психологические признаки поведения, вербальное сообщение детей, родителей, лиц, из их окружения, рисунки, переписка с использованием сети Интернет, сотовых телефонов и т.д.

Однако в данном аспекте имеется одна проблема, на которой хотелось бы остановиться подробнее. В отдельных случаях ответственное лицо, получив либо выявив сведения о противоправных действиях в отношении несовершеннолетних, начинает самостоятельно оценивать, соответствует ли данная информация действительности, и после этого не направляет такие сведения в ОВД, делает так также из-за того, что якобы станет вопрос об ответственности за ложный донос.

Такая позиция представляется неверной, поскольку педагоги и врачи не обладают полномочиями милиционеров, следователей по опросу причастных лиц, осмотру места происшествия, истребованию дополнительных сведений и т.п. В данном случае направляется сигнал о возможном наличии признаков преступления. А имеется ли факт преступления либо нет, в порядке статей 173 - 174 Уголовно- процессуального кодекса проверят милиционеры и следователи. Важно, чтобы на момент передачи сведений ответственное лицо четко знало источник получения информации, и при направлении в ОВД она содержала фактическое описание полученных данных.

Следует отметить, что с ОВД также следует обмениваться информацией, которая напрямую не свидетельствует о признаках преступления, но может говорить о необходимости проверки ОВД подозрительных отношений взрослых и детей (к примеру, имеется информация о том, что одинокое взрослое лицо по его месту жительства регулярно посещается несовершеннолетними, и не известна цель таких посещений. Впоследствии при дополнительной проверке ОВД может выясниться, что цель этих отношений — развращение детей).

Также при передаче сведений в ОВД нужно неукоснительно соблюдать строгую конфиденциальность и своевременность, принимая меры по недопущению разглашения данных сведений в учреждении и среди коллег, детского коллектива и т.п. Нужно стремиться к тому, чтобы первые проверочные мероприятия с несовершеннолетними с участием правоохранительных органов проводились вне учреждений образования.

Воспитательная и разъяснительная работа как мера предупреждения вовлечения детей в деструктивное поведение (в том числе с использованием сети Интернет).

Данная тема довольно деликатная, поскольку жертвами преступлений нередко становятся малолетние дети. Детей, с одной стороны, нужно уберечь от насильников, с другой стороны - их нельзя в раннем возрасте посвящать в подробности половых отношений, тем более таких развращенных.

Зачастую, противоправные действия взрослыми совершаются с использованиём общения в сети Интернет. Это может выражаться: в убеждении ребенка в проявлении сексуального поведения или имитации сексуальных действий, сопровождаемые видео регистрацией или он- лайн трансляцией посредством веб-камеры (видео потом может использоваться в целях шантажа); в создании, хранении и распространении фотографий с детской порнографией; в переписке по подготовке ребенка в целях личной встречи для сексуальных действий; в развитии риторики «подмены понятий», когда внушается, что ранняя половая жизнь, сексуальные развращения - это норма поведения, и где- то даже «авторитетная».

В связи с этим, немаловажным также является нормальное воспитание несовершеннолетних в духе разъяснения семейных ценностей, тендерных отношений, интимных отношений между мужчиной и женщиной, в первую очередь, направленных на создание семьи либо иных нормальных ответственных отношений.

В учебно-тематические планы включены занятия, направленные на получение знаний по тендерному, духовно-нравственному воспитанию, формированию здорового образа жизни детей и подростков: «Жизнь и здоровье как общечеловеческая ценность», «Современные модели воспитания», «Современные подходы работы с семьей», «Воспитание экологической культуры и формирование здорового образа жизни личности», «Воспитание семейной, бытовой и досуговой культуры личности», «Воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности», «Возрастные особенности личности обучающего: периоды, кризисы, новообразования, ведущая деятельность».

Вместе с тем, при проведении данной работы в учреждениях образования нужно ориентироваться на следующие принципы:

- воспитательная и разъяснительная работа среди несовершеннолетних, их родителей, педагогических и медицинских работников не должна носить характер рекламы половых извращений;

- доступность и простота информации;

- результативность (педагоги, дети, родители должны понимать, как распознать угрозу, к кому в этом случае обращаться);

- исключение излишней детализации (особенно при работе с малолетними учащимися. Занятия среди них должны быть очень непродолжительными, возможно в рамках других воспитательных мероприятий им нужно просто объяснить тему, например, под видом понятий «запретных прикосновений», «запретных разговоров и обсуждений», «запретных тем в сети Интернет» со стороны взрослых лиц, разъяснить на принципах доверительных отношений, что в этих случаях они должны информировать родителей, педагогов и т.д.);

- занятия с педагогами, детьми, родителями необходимо проводить отдельно, они будут отличаться друг от друга, даже среди детей различных возрастных групп они будут отличаться.

Оказание помощи детям, пострадавших от преступлений.

Данная глава будет носить больше общий, ознакомительный характер с тем мерами по оказанию помощи, которые применяются в настоящее время. Однако этой информацией необходимо обладать, чтобы давать нужные разъяснения пострадавшим детям, их родителям. Медицинский работник учреждения здравоохранения, оказывающий медицинскую помощь несовершеннолетнему пациенту, которому причинен вред здоровью в результате противоправных действий, обязан предоставить информацию пациенту или его законному представителю о возможностях получения специализированной медицинской помощи (психологической, психотерапевтической, психиатрической помощи) в учреждениях здравоохранения, оказывающие указанные виды помощи по месту жительства (пребывания) несовершеннолетнего в рамках действующего законодательства.

Профиль работы:

Сотрудники оказывают психологическую помощь населению в заочной форме с использованием электросвязи. Направления (профиль) работы делятся на следующие разделы:

- информирование населения об оказании медицинской и медико- психологической помощи в сфере психического здоровья,

- психологическое консультирование,

- психологическая коррекция,

- работа с кризисными или суицидальными пациентами

(кризисная интервенция), профилактика насилия.

На «Телефоне доверия» работают сотрудники психоневрологических диспансеров, имеющие психологическое образование.

Проводится непосредственная реклама «Телефона доверия» в средствах массой информации. Во всех учреждениях образования области имеется информация о «Телефоне доверия» и службах помощи детям в кризисных ситуациях.

На сайтах организаций здравоохранения освещаются вопросы профилактики насилия в отношении несовершеннолетних с указанием служб помощи и телефонов доверия.

Дополнительно информация о кризисной помощи, телефонах доверия и планирующихся мероприятиях размещается на информационных стендах организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детям, местных СМИ.

Информация о несовершеннолетних, над которыми было совершено сексуальное насилие, может поступать из учреждений здравоохранения, инспекций по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних, из учреждений образования, а также в результате добровольного обращения граждан.

Региональная карта помощи несовершеннолетним,

пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации,

город Новополоцк


Дети, над которыми было совершено сексуальное насилие, обращаются с родителями на консультацию к детскому или подростковому психиатру, который определяет, насколько ребенок травмирован и определяет тип лечения (амбулаторный или стационарный). Одновременно оказывается поддержка другим членам семьи, которые в этом нуждаются. С родителями или лицами их замещающими проводится психологическая коррекция, при необходимости назначается медикаментозное лечение. При амбулаторном этапе лечения и реабилитации работа с жертвами сексуального насилия проводится мультидисциплинарной бригадой специалистов (психиатр - нарколог, психотерапевт, психолог), применяется медикаментозное лечение, физиолечение. Наиболее эффективными методами комплексной работы являются психотерапия (индивидуальная и групповая), психологическая коррекция. Работа направлена на устранение психотравмы и посттравматического стрессового расстройства. При невозможности устранения последствий насилия или ухудшения состояния ребенка на амбулаторном этапе производится госпитализация в стационар ВОКЦ психиатрии и наркологии, где продолжается работа мультидисциплинарной бригады специалистов (психиатр, психотерапевт, психолог). При выписке из стационара несовершеннолетний направляется к психиатру – наркологу по месту жительства для продолжения амбулаторного лечения и коррекции. Одновременно решаются социальные вопросы со специалистами учреждения образования, в котором обучается несовершеннолетний (например, обучение на дому при нарушении взаимоотношений в школе). Контроль за выполнением медицинских рекомендаций осуществляется согласно Инструкции о диспансерном наблюдении.

 

Педагог социальный                                                 К.А. Ващук

Яндекс.Метрика