ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ИЗ АЛКОГОЛЬНЫХ СЕМЕЙ

Психолого-педагогическая помощь ребёнку, родители которого злоупотребляют алкоголем, должна быть ориентирована на выполнение следующих задач:

- объяснить ребёнку, как алкогольная зависимость влияет на самого зависимого и на всех членов его семьи;

- объяснить, что он не виноват в проблеме родителей, – снять чувство вины;

- рассказать, как можно научиться вести здоровый образ жизни, чтобы обходиться без алкоголя;

- научить разговаривать о своих чувствах;

- объяснить, что можно делать, когда чувствуешь себя злым, грустным, испуганным или одиноким;

- научить открыто и продуктивно обсуждать проблемы, с которыми сталкиваешься в жизни;

- научить устанавливать и сохранять позитивные взаимоотношения с людьми, обращаться за помощью в случае необходимости;

- дать ребёнку возможность понять, что его ценность, как человека, основывается на его существовании и индивидуальности, а не на том, как он выполняют свою роль в алкоголизированной семье;

- отделить самоуважение от вещей, которые ребёнок не может контролировать, объяснив, что повысить самоуважение можно, развив индивидуальные таланты, силу и знания.

Большое значение имеет психологическое просвещение детей по проблеме алкогольной зависимости, её влияния на взаимоотношения в семье, осуществляемое в форме мини-лекций, завершения незаконченных предложений, обсуждения проблемных ситуаций.

Дети, понимающие явление алкогольной зависимости, могут быть мощными катализаторами на пути к выздоровлению семьи, поэтому они крайне нуждаются в полезной информации. Занятия педагога-психолога с ребёнком из алкоголизированной семьи должны осуществляться с целью прерывания «негативной семейной традиции алкогольной зависимости» путем помощи ребёнку в осознании своей индивидуальности, значимости и потенциала.

Детям (вне возраста) из семей зависимых важно слышать:

  1. Алкоголизм – это болезнь. Твой родитель болен. В этом нет твоей вины.
  2. Твои родители действительно любят тебя, хотя не всегда могут показать это.
  3. От тебя не зависит, будут ли твои родители употреблять алкогольные напитки.
  4. Ты можешь чувствовать себя хорошо, не смотря ни на что.
  5. Ты не одинок – есть много детей таких же, как и ты.

 

Психолого-педагогическая поддержка детей, родители которых злоупотребляют алкоголем, предполагает создание условий для соответствующегоотреагирования негативных эмоций, что наилучшим образом удаётся за счёт средств арт-терапии. В рисовании, лепке, чтении и обсуждении сказок дети получают возможность безопасно воспроизвести и освободиться от мучительных переживаний, в тоже время происходит их сенсорное и речевое развитие, интенсивно развивается самосознание.

Коррекция поведения, по мнению А.И. Захарова, кандидата медицинских наук, доктора психологических наук, может успешно осуществляться в процессе игры. Игра представляет собой естественный вид творчества детей, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит отреагирование чувств и желаний, постижение нового опыта социального взаимодействия, развития воображения и расширения круга общения, приобретаются новые знания и умения. Кроме этого, через игру, возможно, дать осознать ребенку недостатки своего характера и найти оптимальные пути решения проблемных или конфликтных ситуаций общения. Для этого можно использовать в виде игры реальные условия. Они имеют более определенный сценарий, заставляют ребенка вырабатывать план действий. В процессе проигрывания различных ситуаций происходит обучение приемам поведения, что значительно облегчает процесс адаптации.

В раннем возрасте, когда ребенок уже способен к самостоятельной элементарной деятельности, необходимо полнее использовать возможности игры с песком и водой.

Наблюдения за детьми родителей-алкоголиков показывают, что в играх с водой и песком в значительной степени преодолевается их не целенаправленность, хаотичность, быстрая пресыщаемость. Воспитатель должен привнести в игру ребенка определенный смысл или задать мотив деятельности. Замечено, что игра с водой и песком способствуют снятию эмоционального напряжения, раздражительности, возбудимости.

Сюжетно-ролевые игры могут использоваться в психотерапии, как для диагностических, так и коррекционных целей. В этих играх ярко проявляются эмоциональные отношения ребенка к людям и предметам. Правильное, желательное поведение того или иного героя игровой ситуации обязательно поощряется, оценивается и вознаграждается.

Музыка может способствовать созданию благоприятного фона для других видов психотерапии. Рисование, рациональная и игровая психотерапия под музыку открывают большие возможности для преодоления конфликтных переживаний, нормализации эмоционального состояния.

Особенностью психолого-педагогической работы с детьми является то, что наиболее эффективными направлениями будут те, которые предполагают активную, внешне проигрываемую деятельность самого ребенка. Игра, рисование, лепка, пение, и другие формы работы ребенка позволяют ему вынести во вне объекты самопознания. Кроме этого, большой упор необходимо делать на удовлетворение сенсорной натуры ребенка и развития его речи.

Таким образом, учитывая комплексный характер патологических изменений в эмоционально-волевой сфере, в личностном развитии и поведении для таких детей можно с успехом применять общеизвестные методы психотерапии, музыкотерапии.

 

Предлагаемая программа игровой коррекции поведения для детей дошкольного и младшего школьного возраста может быть использована при различных формах нарушения поведения, неврозах, страхах, школьной тревожности, в частности при работе с детьми, которые пережили травмирующий опыт с родителями-алкоголиками.

Цель данной программы: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа «Я» ребенка.

1-е занятие.

Посвящено знакомству детей друг с другом. Дети садятся полукругом на стульчики около ведущего. Всем участникам взрослый предлагает назвать себя любым именем, которое сохраняется за ребенком на все время занятий. Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого «Я» и надеть на себя другую маску. Дети часто выбирают имена друзей, названия животных, которые бывают глубоко символичными.

Игра «Паровозик».

Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, усиление произвольного контроля, развитие умения подчиняться требованиям одного.

Ход игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с «вагончиками» различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойная и объединяющая. Поэтому можно предложить детям встать в круг («хоровод») и взять друг друга за руки. Выбранная форма окончания занятий останется неизменной и превратится в ритуал.

2-е занятие.

Если группа активна, то продолжить курс спонтанных игр. В ходе игры в детском коллективе возникает иерархия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника

Игра «Ассоциации».

Цель игры: воспитание наблюдательности, развитие воображения, формирование умения жестами изображать человека.

Ход игры: ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит. Остальные дети отгадывают, кого он изображает.

Игра «Страшные сказки».

Цель игры: развитие смелости, уверенности в себе, снижение тревожности. Игра направлена на объединение группы.

Ход игры: выключается свет или зашториваются окна. Дети начинают по очереди рассказывать в темноте страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыграть, также в темноте.

3-е занятие.

Игра «Бип».

Цель игры: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, сплочение группы.

Ход игры: дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, присаживается по очереди на колени к детям и угадывает, у кого он сидит. Если он правильно угадал, тот, кого назвали, говорит: «Бип».

Игра «Семейный портрет».

Цель игры: игра служит социометрии детской игровой группы, а также отражает сложившиеся отношения в собственной семье, опирается на групповые взаимоотношения.

Ход игры: в семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный портрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.

Новый опыт общения со сверстниками в группе складывается на основе доверительной атмосферы открытого общения, в которой широко применяются приемы обратной связи. Создается возможность пережить новый опыт взаимоотношений со взрослыми.

4-е занятие.

Игра. Свободное время.

Для преодоления эмоционального сближения и взаимодействия детей психолог предлагает выполнить совместную работу: сделать общий рисунок на большом листе бумаги, который расстилается на полу. Тема рисования: «Наша дружная группа».

Цель рисования: закрепление в рисунке впечатлений, полученных от игры и общения со сверстниками, выявление страхов, снятие тревожности.

Этюд «Встреча с другом».

Цель этюда: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, формировать выразительные движения.

Ход этюда: педагог рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу».

По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка грусть, эмоция радости.

 

И конечно, все дети обязательно нуждаются в выслушивании, оно само по себе является целебным. Выслушивая ребенка, взрослый может удовлетворить сразу несколько его потребностей: в принятии, в свободе говорить, во внимании.

Таким образом, дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что может привести к возможному попаданию их в группу риска, к воспроизведению родительского опыта, связанного с зависимым поведением. Поэтому необходимыми условиями успешной работы с детьми является системность и регулярность психолого-педагогических мероприятий, где дети узнают, как справляться с негативными эмоциями, что можно и нужно доверять другим людям, смогут справиться с чувством вины, а также приобрести разнообразные жизненные навыки.

Качественная, своевременная психолого-педагогическая помощь не просто позволит ребёнку выжить в семье, где родители злоупотребляют алкоголем. Эта помощь может означать, что он не станет одним из 25-30% детей алкоголиков, которые сами впоследствии стали алкоголиками.

 

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ФАС

Наиболее опасен женский алкоголизм, и опасен он не только потому, что наносит неисправимый вред организму женщины, но и потому, что оставляет неизгладимый след на ребёнке, которого эта женщина может вынашивать.

Внутриутробное длительное отравление алкоголем имеет настолько специфическую клинику, что для него существует даже отдельная номенклатура. Первым фетальный алкогольный синдром описал французский врач P. Lemoine в 1968 году.

Фетальный алкогольный синдром – это расстройство, возникающее вследствие употребления алкоголя матерью в пренатальный периоди представляющее собой совокупность врожденных пороков развития, обусловленных тератогенным воздействием этилового спирта на развивающийся плод. Фетальный алкогольный синдром характеризуется пренатальной гипотрофией, отставанием ребенка в физическом и нервно-психическом развитии, умственной отсталостью, проявлениями черепно-лицевого дисморфизма, врожденными пороками сердца, нарушением развития скелета и др. аномалиями. Диагностика фетального алкогольного синдрома основана на наличии алкогольного анамнеза у матери, множественных нарушений развития у ребенка. Лечение фетального алкогольного синдрома направлено на коррекцию тяжелых анатомических пороков, организацию медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка

Что нужно знать приемным родителям, которые воспитывают такого ребенка?

Внешние признаки сильно не помешают дальнейшей жизни ребенка. Главное – никогда не сравнивать его со сверстниками по красоте и скорости развития, потому что такие дети растут неравномерно, медленно набирают массу и кажутся очень худыми и маленькими, не соответствующими своему возрасту. Часто они даже много едят, но усваивается пища плохо из-за нарушения обмена веществ.

Именно эти их особенности удается использовать при привлечении к таким видам спорта, как цирковая студия, синхронное плавание, гимнастика. Если им понравится заниматься, то они будут очень настойчивы и прилежны и во многом преуспеют.

Эмоционально такие дети могут быть неустойчивы, у них часто меняется настроение – от смеха к слезам, без видимой на то причины, или из состояния проявлений всеобщей любви они впадают в состояние глухой обиды, могут начать сильно кричать, как говорится, «на ровном месте». Все это раздражает взрослых, и надо проявить гигантское терпение, чтобы успокоить такого ребенка. Происходят эти вспышки из-за незрелости структур головного мозга и из-за трудностей контроля эмоций – мозг очень быстро перегружается новой информацией. У таких деток возникают сложности с процессом выбора, поэтому до поры до времени родителю надо быть проводником для ребенка, помогая выбрать и исследовать то, что ему понравилось.

Из-за неравномерного развития у таких детей возникают проблемы с усвоением информации – что-то не успевает зафиксироваться и усвоиться в голове, подача информации происходит слишком быстро для них, а что-то остается непонятным. Если не замечать такие особенности, а только повышать уровень требований, не анализировать, как именно ребенок накапливает новые сведения, то это может стать причиной появления страха перед новизной в принципе. Такой страх, в свою очередь, усугубляет проявления задержки психологического развития (которые сформировались еще в плохих условиях родного дома и из-за пребывания в интернатном учреждении). Словарный запас таких детей может быть беден, они могут не к месту употреблять слова и часто отвлекаться от того, что другие говорят им. Это происходит потому, что дети не понимают, что от них хотят. Поэтому надо общаться с ними очень размеренно, четко и понятно объясняя все слова, стараться часто смотреть в глаза, проверяя, все ли они поняли. Может потребоваться многократное повторение – пусть это вас не удивляет. Нужно закреплять информацию разными способами: стараться задействовать все органы чувств – трогать, нюхать, слушать и смотреть.

Такие дети любят играть и привлекать к себе внимание самыми разными путями – к этому надо относиться терпимо, потому что во время игры они обретают силы и уверенность. Не надо торопить их развитие, так как любые стрессы и недовольства родителей вызывают у них напряжение и не способствуют созреванию мозга. Эти дети, как правило, очень хотят радовать своих родителей, и если с самого начала быть им помощниками и поддерживать их достижения (принимать их подарочки и обращать внимание на их слова), то они будут очень стараться шагать вместе с родителями вперед.

Поскольку их биологические родители были в них не заинтересованы, то огромное значение для таких детей играет внимание взрослых, частый глазной контакт, добрые слова, обращенные к ним, похвала, телесный контакт и разговоры о том, что они уже умеют. Когда вы видите, что у ребенка что-то получается, будет здорово, если вы ему об этом скажете. Например, «мой дорогой, ура – у тебя получилось!». Хорошо делать фотографии с достижениями и потом их рассматривать вместе – поскольку память и самооценка часто снижены, то если ребенок еще раз увидит себя успешным, он будет двигаться дальше и поймет, что у него уже что-то получается.

Еще одна особенность таких детей – большая тревожность, которая может проявляться в трех вариантах:

  1. Очень большая стеснительность, замкнутость, переходящая в привычку ребенка не показывать то, что умеет. «Проще, чтобы думали, что я совсем ничего не знаю». Но если не наседать на него, дать освоиться и сделать обстановку безопасной, то такие дети сделают все, о чем их попросят. Они очень чутко реагируют на интонации и тембр голоса, жесты, слова. Могут от страха начать фантазировать, что родители могут воспринять как хитрость и ложь, но это чаще всего не так. Они не хотят обмануть, просто дома их часто ругали (возможно, даже не их, но им было страшно), если они молчали, поэтому у них устойчиво сформировалось представление, что можно быстро сказать все равно что, тогда не будут ругать.
  2. Большая подвижность и суетливость, иногда гиперподвижность и невозможность усидеть на одном месте и удержать внимание. Так ребенок хочет убежать от ситуации, от людей, если у него в настоящий момент нет ресурса на взаимодействие или понимание чего-либо. Это его состояние похоже на то, когда мы волнуемся – мы часто начинаем делать все подряд, хватать, перекладывать. Иногда для того, чтобы помочь ребенку, надо вернуть его в контекст происходящего и напомнить, что он делает и для чего пришел. Выразить, что вы понимаете его и поможете ему. Можно дать маленькое простое задание, которое ребенку будет легко выполнить.
  3. Грубость и агрессивность случаются, если ребенок не ощущает поддержки. Это простой способ привлечь внимание и найти подтверждение тому, что он самый плохой. Взрослый обязательно должен реагировать на грубость, услышанную от ребенка, и на нарушение им правил – реагировать разъяснением, что такого сказал ребенок. Дети часто просто повторяют услышанные слова, не понимая их значения. Взрослый должен договориться с ребенком о правилах, объяснить, что больше так – нарушая правило – делать не надо. Если же ребенок действительно хочет обидеть кого-то или причинить боль, то надо обсудить с ним причины этого.

Степень задержки развития у таких детей бывает разная. Есть степень задержки, которую пусть сложно, но можно компенсировать, так как нет глубокого разрушения клеток мозга. Такие дети бывают утомляемы, раздражительны, часто отвлекаются, устают от людей, требуют особого подхода в обучении, но все же учатся в массовой школе. Более того, у них часто проявляется неравномерность интеллектуального развития, и они могут очень хорошо успевать по какому-то одному предмету, а другой усваивать плохо. В таких случаях надо развивать то, что можно, и помогать там, где не получается.

Чтобы не доводить особенности развития ребенка до крайних проявлений, надо сразу после того, как ребенок оказался дома, посоветоваться со специалистами (желательно, чтобы специалисты имели опыт работы, знали детей с опытом сиротства и были к ним лояльны):

  • неврологом – понять степень поражения нервной системы, сделать необходимые обследования (электроэнцефалограмма, допплерографическое исследование и др.) для назначения адекватного и эффективного лечения, которое потом надо будет продолжать;
  • логопедом или дефектологом – понять уровень осведомленности ребенка и состояние его речевого аппарата (для подбора занятий и помощи в развитии);
  • психологом, который определит степень возможностей ребенка, уровень его развития и даст рекомендации по организации обучения;
  • педиатром – чтобы следить регулярно за физическим и моторным развитием ребенка, понимать особенности функционирования его организма, вовремя делать анализы и отслеживать особенности.

Особенно наблюдение специалистов важно для детей, которые родились с малым весом. Надо постоянно наблюдать за тем, как они берут материал, который им дают: надо делать это так, чтобы ребенок получал максимальное удовольствие через игры и практический опыт – трогал руками, нюхал, двигал (кинестетическая память позволяет запустить механизмы «я могу, я ориентируюсь»).

Если же мозг был сильно поврежден, то ребенок рождается с некоторым ограниченным ресурсом развития и усвоения информации, впоследствии он может получить диагноз – так называемую умственную отсталость. Надо постараться понять, что эти дети должны учиться по специализированной программе, и тогда им будет гораздо легче эмоционально, они смогут реализовать свой человеческий потенциал. Специализированные программы построены таким образом, что ребенок обучается тем конкретным действиям, которые он может усваивать. Отношение учителей в школах, где есть специализированные программы, понимающее, и требования у них отличаются от требований учителей других школ – в специализированных школах много дополнительных занятий и помимо учебных, как правило, есть возможность отрабатывать ручные навыки. В условиях дома это сделать практически невозможно. Дети развиваются с отставанием в учебе, и основная задача родителя – помочь им найти свое место в мире, так, чтобы уверенно стоять на ногах и в дальнейшем обеспечить себя.

Дети эти имеют чудесные свойства характера. Если они растут в принимающих семьях, без необходимости соревнования с другими, в семьях, обеспечивающих им уважение, то они долго, но качественно формируют чувство привязанности и становятся детьми с очень добрым сердцем и большим состраданием к людям. Они всегда готовы поделиться тем, что у них есть, или помочь. При этом они бывают зависимы от своих родителей – тут важно соблюдать определенную грань, так, чтобы они могли в дальнейшем чувствовать себя самостоятельными.

Дети с ФАС очень нуждаются в помощи сильных взрослых, и от них часто можно получить большую отдачу, если оставить позади амбиции взрослых о том, что можно кого-то переделать. Взрослые – хранители того, что им доверено, и к этому сокровищу надо относиться бережно и терпимо. Удачи всем, кто готов помочь таким детям.

 

Алкоголизм сегодня является не только чисто медицинской, но и общесоциальной проблемой современного общества. В значительной степени от злоупотребления взрослыми спиртным страдают дети. Это происходит вследствие того, что ситуация в семье, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, травмирующе влияет на психику ребенка. В таких семьях полноценное воспитание и обучение детей невозможно: постоянные скандалы, негативное отношение к ребенку, включая прямое насилие, негативно влияет на его умственное и психофизическое развитие. Но даже если подобных отклонений в развитии удалось избежать, проблемой может стать проецирование ребенком модели семейных отношений его детства на свою будущую семейную жизнь. В частности, около 50 % алкоголиков росли в семьях, где хотя бы один из родителей страдал алкоголизмом.

Важным понятием, связанным с социальной работой с такими детьми, является понятие социальной реабилитации, что означает реализацию их способностей к действиям, поведению, общению в обществе, которое отвечало бы ожиданиям этого общества. Такая социальная реабилитация способна вернуть детям алкоголиков социальное достоинство.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Изотова Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика.
  2. Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. - М.: Просвещение, 1989.
  3. Мастюкова Е.М., А.Г. Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. (https://specialviewportal.ru/uploads/21.MASTYUKOVA_Ye.M._Semeynoye_vospitaniye_detey_s_otloneniyami_v_razvitii.pdf)
  4. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция
  5. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный ребенок. Практическое руководство для отчаявшихся родителей.
  6. Григори Наталья Связующая нить. Программа коррекции детско-родительских отношений.

(https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200002806)

  1. Гаврилова И.И. Формирование личности ребенка в семье, отягощенной алкогольной зависимостью

(http://narkodisp-stoskol.belzdrav.ru/personal/formirovanie-lichnosti-rebenka-v-seme-otyagoshchennoy-alkogolnoy-zavisimostyu.php)

  1. Александров С.А. Дети и алкоголь (лекция для населения)// Профилактика наркологических заболеваний. – Омск: БУЗОО "Наркологический диспансер", 2009. – С. 49-59.

https://paracels55.ru/stati/lechenie_alkogolizma/pyut_roditeli_stradayut_deti/

  1. К сердцу ребёнка через мир понимания: социально-психологическое сопровождение детей, родители которых злоупотребляют алкоголем / авт. – сост. С.Г. Кажарская. – Мозырь: Содействие, 2007. – 68 с.
  2. Фурманов, И.А. Психологическая работа с детьми, лишёнными родительского попечительства: Книга для психологов / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова. – Минск: «Тесей», 1999. – 224 с.
  3. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с.
  4. Вайке РАЗИНКОВА Психологическая помощь детям из семей алкоголиков. Источник: журнал «Школьный психолог» № 7-8 2014 г.

(https://5psy.ru/obrazovanie/psihologicheskaya-pomosch-detyam-iz-semei-alkogolikov.html)

 

 

Яндекс.Метрика