Об игрушке и ее безопасности для физического и психического здоровья ребенка

10.02.2023

Брошюра «Об игрушке и ее безопасности для физического и психического здоровья ребенка»

         Ребёнок обладает своими специфическими человеческими правами, провозглашёнными в Декларации о правах ребёнка,принятой Организацией Объединённых Наций. В числе прочих жизненных и социальных прав там закреплено и праворебёнка на игру — главнейшее условие психического, социального и физического развития ребёнка.

         Игрушка является предметом для игры, условным образомпредметов окружающего мира. В познавательном отношенииона выступает в качестве своеобразного обобщённого эталонаокружающей материальной действительности.

         Ценность игры и игрушки заключается не только в том, чтоони знакомят ребёнка с жизнью, главное, что они являютсяважным фактором поэтапного движения психического развития ребёнка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на всё более высоком

уровне.

         Современный мировой рынок игрушек составляет около 100млрд долларов, а в Республике Беларусь — всего 15 млн долларов. К белорусской игрушке предъявляются особые требования:она должна быть прежде всего национальной, воспитыватькультуру, выражать отношение ребёнка к обществу и к семье,быть привлекательной, содержать в себе развивающие функции. Игрушка всегда была тесно связана с культурой, укладомжизни, семейным строем.

         В настоящее время наметились тенденции роста импортируемой игровой продукции на фоне сокращения продукцииотечественного производства. Игрушки становятся излишненатуралистичными, теряют выразительность. Часто в магазинахможно встретить игрушки, повторяющие признаки манекена.

         Сюжетные игрушки уступают место техническим, компьютерным.9 ноября 2006 года на совещании с участием Министраобразования А.М. Радькова «Проблемы производства, экспертизы и эффективного использования игрового оборудования»среди проблем обозначена проблема производства игрушекдля детей не только дошкольного возраста, но и для детейстарше 14 лет. Кроме того, сделан акцент на том, что игрушкане только для детей, но и для взрослых несёт в себе особуюфункцию по формированию коммуникативной культуры, воспитывает семью, уважение друг к другу.

         Особую остроту приобретают также вопросы безопасностиигрушек.

         Постановлением Министерства здравоохранения от 30декабря 2003 г. № 213 утверждены Санитарные правила инормы 2.4.7.14-34-2003 «Игрушки и игры. Гигиеническиетребования безопасности. Методы контроля. Требования кпроизводству и реализации». Данным документом определенытребования к сырью и материалам для изготовления игрушек;гигиенические требования безопасности; организация производства и реализация игрушек; методы контроля; сырьё иматериалы, запрещённые для производства игр и игрушек (изГОСТ 25779-90) и др.

         Многих родителей привлекает китайская игрушка, учитываяеё невысокую цену, однако следует иметь в виду её безопасность. Ведь эти игрушки не всегда прочные, наблюдается отслоение краски, выпадение наполнителей, ворса и т.д. К томуже есть китайские игрушки, которые несут опасность дляпсихического здоровья (провоцируют ребёнка на агрессивныедействия, на игровые сюжеты, связанные с насилием и т.д.).

         Среди мероприятий, направленных на решение вопросовбезопасности игрушек, важное место должна занять просветительская работа среди общественности о значимости гигиенической, эргономической, психолого-педагогической экспертизы игрушек и игрового оборудования. Главная роль в этой работе принадлежит педагогам дошкольных учреждений, своевременные, грамотные советы которых помогут родителямправильно осуществить выбор игрушки для своего ребёнка.

         При покупке игрушки взрослому необходимо стать своегорода экспертом, чтобы мудро оценить её возможное воздействие на ребёнка. Для этого нужно знать требования, которыек ней предъявляются. При подборе игрушек педагогам и родителям нужно помнить, что игрушки и материалы, которыеприобретаются для детей, должны быть безопасными дляжизни и здоровья детей и отвечать ряду гигиенических требований. Игрушки должны содействовать нормальному физическому развитию, совершенствовать движения, укреплятьнервную систему, развивать органы чувств. В последние годывопрос об ужесточении гигиенических требований к детским

игрушкам встал особенно остро в связи с появлением новыхполимерных материалов, красителей, лаков. Экспертизы, которые проводятся в разных странах, показывают, что примитивнаядешёвая «штамповка» из пластика, которая заполонила игрушечный рынок, зачастую угрожает здоровью и жизни детей,особенно раннего возраста. В связи с этим многие странытребуют от производителей игрушек надёжных гарантий качества их продукции, её нетоксичности, негорючести и т.п.

         Угрозу для здоровья ребёнка могут представлять игрушки сдефектами, возникшими в процессе их «эксплуатации». Особоевнимание следует обращать на края металлических и деревянных частей, на укреплённые мелкие детали игрушек, прочностьокраски и т.д. Игрушки должны быть прочными и надёжнымив действии, удобными в пользовании, по весу соответствоватьфизическим силам ребёнка определённого возраста.

 

        При выборе игрушки необходимо следовать следующим советам:

  • Взяв игрушку в руки, постарайтесь почувствовать, какова она на ощупь, устойчивы ли краски, прочны ли детали, мех.
  • При покупке убедитесь в наличии сертификата соответствия, выданного службами Госстандарта Республики Беларусь и санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Госсанэпиднадзором Республики Беларусь. Эти документы подтвердят вашу уверенность в том, что материалы, из которых сделана игрушка, её конструкция безопасны дляфизического здоровья детей.
  • Не приобретайте игрушки и игровые материалы у случайных людей и в несанкционированных торговых точках.
  • Вновь приобретённые игрушки перед использованием детьми помойте с мылом и ополосните под проточной водой.
  • При выборе игрушек необходимо также помнить, что игрушки должны быть безопасны и для психического здоровья детей.
  • Некоторым детям свойственны непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, утомляемость, конфликтность, капризность и другие негативные проявления, которые порождают несовместимость в общении, разрушают внутри-коллективные отношения, важные нормы взаимодействия в группе.

         Какой должнабыть игрушка, чтобы помочь ребёнку развиться, сохранить и укрепить здоровье, активно проявлять себяв игре, жить радостной жизнью? Выбирая игрушку, особоетребование необходимо предъявлять к тематике, её содержанию(что она отображает), поскольку от этого во многом зависитхарактер игры, действия, которые ребёнок выполняет, егочувства, переживания. Содействовать развитию дошкольникаможет игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающаяребёнка к положительным действиям. Игрушки, отображающиеорудия насилия, жестокости, стимулирующие агрессивное,разрушительное поведение, травмируют психику дошкольника.Они формируют у детей искажённые представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные началаформирующейся личности, порождают отрицательные эмоции,проявления страха, неуверенности, беспокойства.

         При выборе игрушек необходимо:

  • получить консультацию специалиста (именно он знает особенности развития ребёнка конкретного возраста, какие игры характерны для детей данного возраста, какие игрушки нужны для игр);
  • учитывать возрастнуюадресованность игрушки;
  • изучить методическое сопровождение;
  • внимательно относиться к игровым потребностям ребёнка;
  • обучать ребёнка выбирать игрушки, советоваться, объяснять.

         Чтобы вызвать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитать художественный вкус, игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции,формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие,пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре.

         Рекомендации по организации игрового уголка вусловиях семьи:

  • для игрового уголка необходимо отвести определённоеместо, которое должно отвечать эстетическим и гигиеническим требованиям;
  • применяемое в игровом уголке оборудование должно бытьустойчиво и прочно закреплено;
  • в игровом уголке не должно быть захламлённости и избытка игровых материалов;
  • игровая среда должна постоянно трансформироваться.Игрушки, которые перестали быть интересными для ребёнка,могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровой уголок;
  • в игровом уголке желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности: познавательно-практической, двигательной, продуктивной;
  • необходимо приучать ребёнка убирать игрушки и материалы на место;
  • взрослые должны поддерживать игровую и другие видыдеятельности детей и по возможности принимать в нихучастие.

         Сохранение и укрепление физического и психическогоздоровья ребёнка являются, в конечном итоге, главными иосновными задачами дошкольных учреждений, школы, общества и государства. Об этом должныпомнить и родители, испециалисты, работающие с детьми.

Яндекс.Метрика