Ситуации для развития речи детей раннего возраста
Для развития активной речи ребенка создавайте такие ситуации, при которых он вынужден будет обращаться с речью к взрослым.
Например, мама может попросить малыша принести какой-то предмет, но для этого он должен сначала спросить у папы, где данный предмет лежит (подобные задания следует давать не ранее чем с 1,5 лет).
Некоторые родители стараются предупредить желания ребенка, не дают ему возможности словами выразить свою просьбу.
Приведем пример. Малыш подошел к столу и тянется к вазе с фруктами. Мама, вместо того чтобы спросить: «Что тебе дать?», молча дает ему яблоко. Он также молча берет его и отходит от стола. В данном случае мама не только не стимулирует речь малыша, а наоборот, создает такие условия, когда у ребенка отпадает всякая необходимость обращаться к взрослому.
Для развития речи необходимо использовать все благоприятные моменты, когда ребенок вынужден обращаться к вам. Если малыш молча тянется к игрушке, предмету, спросите его: «Что тебе дать?» Если ребенок не может назвать предмет (не знает, как он называется), назовите его сами несколько раз: «Тебе дать мяч, пирамидку?» Добейтесь того, чтобы ребенок по возможности все-таки назвал данный предмет.
Отрабатывайте с ним короткий диалог «дам—на». Например: дай мяч — на мяч; дай сок — на сок и т.п.