Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет

Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.

В А Сухомлинский

Родителей и педагогов всегда волно­вал вопрос: как обеспечить полно­ценное развитие ребенка в до­школьном возрасте? Как подготовить его к школе? Мы остановимся на одном из аспектов этой проблемы - развитии мелкой моторики и координации дви­жений пальцев рук.

Известно: уровень развития речи на­ходится в прямой зависимости от сте­пени сформированности тонких дви­жений пальцев рук. На основе обследо­вания детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движе­ний пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пре­делах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и ре­чевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и да­же выше нормы.

Речь совершенствуется под влияни­ем кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рас­суждать, у него достаточно развиты па­мять, внимание, связная речь.

Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и матема­тики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пи­шут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

Развитый мозг и неразвитая рука -вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Предлагаем вниманию коллег игры и упражнения, способствующие разви­тию мелкой моторики.

Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой ру­кой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной поста­новкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокой­ными, доброжелательными, точными, Каждое задание имеет название, выпол­няется два-три раза в день.

Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, жела­ние и возможности. Главное, чтобы за­нятия приносили детям только положи­тельные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение, Нужно заботиться о том, чтобы деятель­ность ребенка была успешной, - это бу­дет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Умелыми пальцы становятся не сра­зу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематичес­ки - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу - с самого раннего возраста, помогают детям уве­ренно держать карандаш и ручку, са­мостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мел­ких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подар­ки своим близким, принося им и себе радость.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Яндекс.Метрика