Дискалькулия как специфическое нарушение счета

На современном этапе развития логопедической науки проблема овладения счетной деятельностью все еще остается мало изученной. В связи с ростом количества детей со сложной структурой дефектов речевой деятельности необходимо познание и рациональное решение данной проблематики.

Среди нарушений в овладении счетной деятельностью выделяются дискалькулии – специфические  нарушения счетных навыков, обнаруживаемое на начальной стадии обучения счету. В научных трудах, посвященных исследованию нарушений счета, отмечается, что дискалькулия является следствием недостаточной  сформированности познавательных и  речевых предпосылок, обеспечивающих становление данного навыка. Частота встречаемости дискалькулии среди школьников составляет примерно 5 %, данное нарушение отмечается одинаково часто среди представителей обоих полов.

Первые упоминания о некоторых симптомах нарушения счета у детей имеются у Дж. Керр (1897). Мнения ученых конца XIX и начала XX века в вопросе о сущности дискалькулии были неоднозначными. Некоторые авторы считали, что трудности в овладении счетом не являются специфическими, а связаны скорее с неправильным обучением или непосещением школы. Другие, наоборот, отмечали, что в основе дискалькулии лежат специфические трудности. Первоначально трудности в овладении счетом изучались в связи с нарушением чтения. Так, А. Стезз (1897), Дж. Риттер (1902), С. Стеферсон (1904) отмечали, что наряду с расстройствами письма и чтения у детей выявляются дефекты счетных операций. В работах данных авторов указывается на характер затруднений, но не раскрываются вопросы этиологии и патологических механизмов этих нарушений [4].

Позднее появляется точка зрения, согласно которой дискалькулия у детей не всегда связывается с нарушением чтения и письма (E. Guttman, 1936). В случаях «чистой» дискалькулии основные трудности детей заключаются в осуществлении умственных операций счета (например, затруднения в сравнивании количества ударов). В случаях, связанных с дисграфией, дети испытывают трудности в записи числа, смешивают положение цифр в письменных счетных операциях [4].

Начиная с 30-х годов XX века изучение дискалькулии у детей становится более интенсивным и многоаспектным. Среди отечественных авторов определенный вклад в развитие учения о дискалькулии у детей внесли С. С. Мнухин (1948), Е. Д. Прокопова (1953), Ю. Г. Демьянов (1970), Л. М. Чучалина (1970), М. В. Ипполитова (1972), В. М. Явкин (1975),С. Л. Шапиро (1976), Г. М. Капустина (1989) и другие. Клинические психологические, нейропсихологические исследования детей c дикалькулией позволили авторам выявить нетoлько симптоматику, но и этиологию, механизмы этого нарушения, позволили рассматривать его c позиции синдромного подхода [4].

По вопросу об этиологии дискалькулий в литературе существуют различные точки зрения. В качестве ведущих этиопатогенетических факторов выделяются как эндогенные, так и экзогенные факторы.

Некоторые авторы подчеркивают роль наследственности в возникновении дислeксии y детей (С. С. Мнухин, 1948; Ю. Г. Демьянов, 1970; Б. Холлгрин. 1950; И. Хасаиртс ван Гертруден, 1970 и др.). У родителей многих детей с диcкaлькyлией обнаруживается психопатологическая отягощенность: алкоголизм, депрессивные состояния, психопатии, психопатологическая неуравновешенность и др. Однако в большинстве случаев различные виды нарушений счетных операций связаны c органическим повреждением головного мозга на ранних этапах онтогенеза и вторичным недоразвитием мозговых структур, формирующихся в постнатальном периоде [4].

Симптоматика дискалькулии включает наиболее характерные ошибки и затруднения в процессе усвоения математических знаний, умений и навыков (С. С. Мнухин, 1948; Ю. Г. Демьянов, 1970;

М. В. Ипполитова, 1972; H. И. Непомнящая, 1972; С. Л. Шапиро, 1976):

  • недостаточное знание состава числа, трудности усвоения правила образования числа;
  • несформированность количественных отношений чисел;
  • автоматическое воспроизведение порядка следования чисел;
  • трудности установления отношения числа к его соседям;
  • затруднения в определении места числа в ряду натуральных чисел;
  • недостаточное овладение математическим словарём;
  • неправильное называние чисел;
  • неточное представление о графической структуре цифр;
  • элементарный способ выполнения арифметических действий;
  • незнание таблицы сложения и вычитания, умножения и деления;
  • преимущественно конкретный характер мыслительных операций [4].

На основе анализа симптоматики и концептуальных подходов выделяются различные классификации дискалькулии:

  1. Врожденные и приобретенные (С.С. Мнухин);
  2. Первичные и вторичные (Н.Граньон-Галифрет, Дж. Айюриагерра, Л.С. Цветкова);
  3. Классификация Kos:
    • вербальная - нарушено словесное обозначение математических понятий;
    • практогностическая - расстройство системы счисления конкретных предметов и их символов;
    • дислексическая - нарушено чтение математических знаков, словесное обозначение математических понятий;
    • графическая - нарушение записи математических знаков и правильного воспроизведения геометрических фигур;
    • операциональная - неумение выполнять математические операции

Выделение тех или иных видов дискалькулии относительно, так как в большинстве случаев её симптоматика и механизмы носят сложный характер, обусловлены не одним, а несколькими патогенетическими факторами.

В большинстве случаев у детей проявляются симптомы различных видов дискалькулии, которые важно выявить, чтобы понять механизмы, вызывающие у детей трудности в овладении математическими умениями, знаниями и навыками [3].

К основным направлениям, содержанию и приёмам коррекционно-педагогической работы по профилактике дискалькулии можно отнести:

  • развитие зрительной и слуховой памяти;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие пространственного восприятия;
  • развитие зрительно-двигательных координаций, моторных навыков, чувства ритма;
  • развитие логических операций мышления;
  • формирование количественных представлений.

При практогностической дискалькулии имеется расстройство системы  счисления конкретных и наглядных предметов и символов.

Факторы риска для возникновения:

  • расстройство системы счисления конкретных предметов и их символов;
  • нарушение зрительно-пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти, зрительно-двигательных координаций;
  • несформированность логических операций.

Для профилактики практогностической дискалькулии необходимо:

  • формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении, счетных навыков;
  • словесное обозначение системы счисления;
  • понимание детьми принципа 1+1;
  • понимание последовательности счета; называние итога счета и соотнесение его с количеством пальцев;
  • развитие зрительно-пространственного восприятия;
  • развитие моторики и зрительно-двигательных координаций;
  • развитие зрительной и слуховой памяти и лексико-грамматического строя речи.

В число известных личностей, страдающих дискалькулией, входят всемирно известный американский электротехник, изобретатель и предприниматель Т.А. Эдисон, английский физик-экспериментатор и химик М. Фарадей. Наличие такого дефекта не помешало стать им успешными и совершить важные  и ценные открытия для жизни общества.

Таким образом, дискалькулия является самостоятельным недугом, который гораздо меньше изучен. Не стоит воспринимать это нарушение как лень. Коррекция дискалькулии индивидуальна и труднопрогнозируема во временных рамках. Как и любое нарушение, нарушение счета следует корригировать своевременно и систематично.

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Кондратьева С.Ю. О профилактике нарушений счетной деятельности (дискалькулия) у дошкольников с ЗПР / Логопед в детском саду №2(17), 2007. – 12-18 с.
  2. Кондратьева С.Ю. Формирование побудительного компонента культуры познания математики в системе профилактики дискалькулии у дошкольников «группы риска» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-12-2012/pedagogics/kondratyeva.pdf, свободный. – (Дата обращения: 01.10.2013).
  3. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Дискалькулии у детей / Дети с проблемами в развитии №2, 2004. – 7-9 с.
  4. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «Союз», 2005. – 176 с. – (Коррекционная педагогика).

 

Яндекс.Метрика