Определение леворукости

Леворукость – это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.

 

Можно выделить несколько типов леворукости, имеющих и различные особенности межполушарной симметрии:

  • леворукие, у которых центр речи находится в левом полушарии
  • леворукие, у которых центр речи находится в правом полушарии
  • леворукие, у которых центр речи находится в обоих полушариях

 

Эти особенности будут проявляться

  • в формировании высших психических функций
  • в деятельности ребенка
  • в приспособлении к различным условиям внешней среды:
  • трудности в адаптации в новой обстановке
  • повышенная эмоциональность и впечатлительность
  • высокий уровень тревожности
  • повышенная возбудимость
  • неуверенность в себе
  • хорошее понимание социальных нормативов
  • ориентированность на общение

 

В обучении:

  • лучшее опознавание вербальных стимулов, чем невербальных (схем, модулей, таблиц) – для детей без речевых патологий
  • трудности в выполнении зрительно-пространственных заданий
  • недостаточность наглядно-образного мышления
  • недостаточность зрительной памяти
  • недостаточность пространственного восприятия
  • трудности в формировании звукобуквенного анализа и синтеза
  • недостаточность тонкодифференцированных движений руки
  • трудности овладения порядковым счетом
  • зеркальное письмо
  • трудности в работе с циферблатом

 

Определение леворукости:

  1. В возрасте 17 дней – сила сжимания кулака (основано на рефлексе новорожденных)
  2. В возрасте 1-1,5 мес. – удержание погремушки
  3. В возрасте 1 мес. – «тонический шейный рефлекс» – лежа на спине «поза фехтовальщика» – в какую сторону больше повернута голова, какая рука и нога более распрямлены – та рука ведущая
  4. В возрасте 3 мес. – к моменту утрачивания рефлексов новорожденного – у будущих левшей они исчезают сначала на левой руке, следовательно она используется для манипулирования с предметами

 

Некоторые ученые утверждают, что до 5 лет у ребенка наблюдаются периоды право-леворукости:

  • с 16-20 недель до 2 лет – волнообразные изменения
  • с 2 до 5 лет – равноценность рук
  •  

 !

 
  • с 5 лет – стойкое предпочтение

 

             Только некоторые действия требуют участия определенной руки: еда, рисование, письмо, чистка зубов, расчесывание. Все другие действия выполняют обе руки, но при этом одна рука активна, другая – пассивна (поддерживает предмет) – развязывание шнурков, складывание игрушек и т.д.

 

Традиционно после 5 лет используют тесты для выявления леворукости:

  1. переплетение пальцев рук (какай большой палец сверху)
  2. поза Наполеона (какая рука сверху)
  3. апплодирование (тест для взрослых)
  4. проба на одновременные действия обеих рук (рисование круга, квадрата, треугольника) – у ведущей руки более четкие линии, отсутствие тремора – можно проводить с закрытыми глазами
  5. оценка скорости движений (за 10 сек.)
  • постукивание указательным пальцем по столу
  • отмечание точек на листе

Задание выполняется трижды, подсчитывается среднее число

  1. измерение силы ручным динамометром (из трех попыток)

 

Набор тестов М. Озьяс (французская исследоватеольница):

  1. завинтить крышки на бутылках
  2. зажечь спичку
  3. разрезать бумагу ножницами
  4. накалывание, нанизывание (вставляется стержень в отверстие, нанизываются пуговицы, бусины)
  5. почистить обувь щеткой
  6. намотать нитку на катушку
  7. перелить воду из одного сосуда в другой
  8. попасть иголкой в небольшую точку
  9. отвинтить гайку
  10. сложить мелкие детали в узкий цилиндр
  11. разложить (раздать) карточки
  12. проколоть дырочки (5-6 ударов)
  13. стереть ластиком изображение
  14. продеть нитку в иголку
  15. стряхнуть с себя соринки, пыль
  16. капнуть из пипетки во флакон
  17. достать бусинку ложкой из стакана
  18. позвонить колокольчиком
  19. закрыть-открыть молнию на сумке
  20. взять стакан и сделать несколько глотков

 

Все действия непривычны и нетренированы.

При определении (выборе) ведущей руки показательными считаются задания:

№№ 2,4,7,11,12,13,15,16,17,18

 

Набор тестов Князевой-Вильдавского:

  1. рисование (правой и левой рукой) – качество выполнения
  2. открывание коробочки («найди спичку») – 3-5 коробочек
  3. колодец из спичек (активная рука)
  4. игра в мяч (активная рука)
  5. вырезание по контуру (активная рука - не обязательно та, которая держит ножницы)
  6. нанизывание бисера на иголку
  7. выполнение вращательных движений (открывание пузырьков)
  8. развязывание узелков (шнур средней толщины)
  9. построение из кубиков дома

 

 

Протокол:

 

Тест

Правая рука

Обе руки

Левая рука

1

2

3

         +

        

           + 

 

 

             +

 

 

Яндекс.Метрика