Определение леворукости
Леворукость – это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.
Можно выделить несколько типов леворукости, имеющих и различные особенности межполушарной симметрии:
- леворукие, у которых центр речи находится в левом полушарии
- леворукие, у которых центр речи находится в правом полушарии
- леворукие, у которых центр речи находится в обоих полушариях
Эти особенности будут проявляться
- в формировании высших психических функций
- в деятельности ребенка
- в приспособлении к различным условиям внешней среды:
- трудности в адаптации в новой обстановке
- повышенная эмоциональность и впечатлительность
- высокий уровень тревожности
- повышенная возбудимость
- неуверенность в себе
- хорошее понимание социальных нормативов
- ориентированность на общение
В обучении:
- лучшее опознавание вербальных стимулов, чем невербальных (схем, модулей, таблиц) – для детей без речевых патологий
- трудности в выполнении зрительно-пространственных заданий
- недостаточность наглядно-образного мышления
- недостаточность зрительной памяти
- недостаточность пространственного восприятия
- трудности в формировании звукобуквенного анализа и синтеза
- недостаточность тонкодифференцированных движений руки
- трудности овладения порядковым счетом
- зеркальное письмо
- трудности в работе с циферблатом
Определение леворукости:
- В возрасте 17 дней – сила сжимания кулака (основано на рефлексе новорожденных)
- В возрасте 1-1,5 мес. – удержание погремушки
- В возрасте 1 мес. – «тонический шейный рефлекс» – лежа на спине «поза фехтовальщика» – в какую сторону больше повернута голова, какая рука и нога более распрямлены – та рука ведущая
- В возрасте 3 мес. – к моменту утрачивания рефлексов новорожденного – у будущих левшей они исчезают сначала на левой руке, следовательно она используется для манипулирования с предметами
Некоторые ученые утверждают, что до 5 лет у ребенка наблюдаются периоды право-леворукости:
- с 16-20 недель до 2 лет – волнообразные изменения
- с 2 до 5 лет – равноценность рук
|
- с 5 лет – стойкое предпочтение
Только некоторые действия требуют участия определенной руки: еда, рисование, письмо, чистка зубов, расчесывание. Все другие действия выполняют обе руки, но при этом одна рука активна, другая – пассивна (поддерживает предмет) – развязывание шнурков, складывание игрушек и т.д.
Традиционно после 5 лет используют тесты для выявления леворукости:
- переплетение пальцев рук (какай большой палец сверху)
- поза Наполеона (какая рука сверху)
- апплодирование (тест для взрослых)
- проба на одновременные действия обеих рук (рисование круга, квадрата, треугольника) – у ведущей руки более четкие линии, отсутствие тремора – можно проводить с закрытыми глазами
- оценка скорости движений (за 10 сек.)
- постукивание указательным пальцем по столу
- отмечание точек на листе
Задание выполняется трижды, подсчитывается среднее число
- измерение силы ручным динамометром (из трех попыток)
Набор тестов М. Озьяс (французская исследоватеольница):
- завинтить крышки на бутылках
- зажечь спичку
- разрезать бумагу ножницами
- накалывание, нанизывание (вставляется стержень в отверстие, нанизываются пуговицы, бусины)
- почистить обувь щеткой
- намотать нитку на катушку
- перелить воду из одного сосуда в другой
- попасть иголкой в небольшую точку
- отвинтить гайку
- сложить мелкие детали в узкий цилиндр
- разложить (раздать) карточки
- проколоть дырочки (5-6 ударов)
- стереть ластиком изображение
- продеть нитку в иголку
- стряхнуть с себя соринки, пыль
- капнуть из пипетки во флакон
- достать бусинку ложкой из стакана
- позвонить колокольчиком
- закрыть-открыть молнию на сумке
- взять стакан и сделать несколько глотков
Все действия непривычны и нетренированы.
При определении (выборе) ведущей руки показательными считаются задания:
№№ 2,4,7,11,12,13,15,16,17,18
Набор тестов Князевой-Вильдавского:
- рисование (правой и левой рукой) – качество выполнения
- открывание коробочки («найди спичку») – 3-5 коробочек
- колодец из спичек (активная рука)
- игра в мяч (активная рука)
- вырезание по контуру (активная рука - не обязательно та, которая держит ножницы)
- нанизывание бисера на иголку
- выполнение вращательных движений (открывание пузырьков)
- развязывание узелков (шнур средней толщины)
- построение из кубиков дома
Протокол:
Тест |
Правая рука |
Обе руки |
Левая рука |
1 2 3 |
+ |
+ |
+ |