Формирование приемов самоконтроля у дошкольников с трудностями в обучении

Задача последовательного формирования и закрепления у детей действий самоконтроля - на основе предварительно созданной ориентировки применительно к тому или иному этапу деятельности: принятия задания, его выполнения, оценки полученного результата с точки зрения предъявленного задания.

Общий педагогический путь формирования и закрепления действий самоконтроля — постепенный и последовательный перевод детей с внешнего контроля на самоконтроль.

Отбор методических средств формирования действий самоконтроля осуществляется на основе учета как их специфического назначения и конкретного психологического содержания в соответствии с этапом деятельности, так и уровня развития детей. На этапе принятия задания действие самоконтроля формируется на следующей ориентировочной основе: необходимо запомнить, что нужно сделать и какие правила соблюдать, чтобы выполнить задание.

Чтобы сформировать у детей привычный способ самоконтроля на данной основе, организуется система практических действий: повторить задание вслух тем, кто его хорошо запомнил; повторить его после тех, кто сформулировал его правильно; оценить правильность повторения задания тем или иным ребенком; оценить, правильно ли выполняется задание в начале его выполнения; повторить задание вслух и проверить, соблюдаются ли правила выполнения, и др.

Далее внимание детей направляется на способы выполнения задания, используя в основном те же приемы: проговаривание отдельными детьми для всех остальных правил выполнения задания вслух, проговаривание шепотом для себя, проверка на этой основе своих действий.

Действие самоконтроля на этапе выполнения задания формируется у детей на следующей ориентировочной основе: необходимо вспомнить задание и проверить, правильно ли оно выполняется (соблюдены ли правила 1, 2 и т.д.). Организовать контроль за ходом выполнения задания: самопроверку по следам кем-то воспроизведенного правила, индивидуальную проверку на основе проговаривания для себя правил задания, проверку работ детьми друг у друга, наконец, молча, «про себя», на основе предварительно воспроизведенных правил. Действие считается сформированным, если ребенок работает молча, уверенно, правильно, допущенные ошибки исправляет самостоятельно. По ходу работы педагог выделяет тех детей, которые отстают от сверстников в формировании самоконтроля. Он оказывает им индивидуальную помощь во внеучебное время, привлекая в качестве помощников наиболее подготовленных ребят.

В определенной последовательности с детьми проводится работа по обучению их объективной оценке полученного результата — сличению его с заданием. Как и в предыдущих случаях, предварительно создается ориентировочная основа действия самоконтро­ля: «Вспомни задание — что и как надо было делать, по каким правилам; посмотри, какие правила ты выполнил, не выполнил или выполнил неточно».

Сначала педагог перед оценкой работ повторяет правила выполнения задания вместе с детьми, а те по ходу их воспроизведения проверяют свои работы и оценивают с его помощью степень их соответствия этим правилам: правильно, неточно, неправильно. Далее ребенок должен научиться на основе воспроизведенных правил оценить свою работу и рядом сидящего товарища, причем аргументировать это в развернутой речевой форме. Затем дети выборочно оценивают лучшие работы и на их фоне свою собственную.

 

Самооценка отдельных детей получает оценку со стороны коллектива при тактичном направлении воспитателя. Если ребенок в конце концов научится давать выполненной им работе адекватную оценку на основе сличения с образцом и делать это в развернутой речевой форме, то можно считать действие самоконтроля у него сформированным.

Яндекс.Метрика