Формирование саморегуляции у шестилетних детей с задержкой психического развития средствами продуктивных видов деятельности

Программа разработана В.В. Кисовой под руководством У.В. Ульенковой

Одним из основных условий успешной адаптации первоклассника к школьной жизни является его способность осуществлять саморегуляцию в учебной деятельности. В этой связи важно начать ее формирование еще до поступления в школу. Исследования отечественных психологов (Т. А. Власова, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, В.Г.Петрова, У.В.Ульенкова и др.) доказывают, что особую актуальность эта задача приобретает в отношении детей с ОПФР, в частности детей с задержкой психического развития (ЗПР). Результаты проведенного нами изучения саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР убеждают в том, что даже к старшему дошкольному возрасту без специальной коррекционной направленности занятий в дошкольном учреждении развитие саморегуляции у детей с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками имеет ряд существенных дефектов: частичное или полное отсутствие ориентации детей на требования задания, импульсивное и ситуативное поведение в процессе деятельности по заданию взрослого, неумение достичь нужного результата, неадекватность оценки качества собственной работы.

Мы сочли целесообразным разработать и апробировать экспериментальную программу по формированию саморегуляции в учебной деятельности у старших дошкольников с ЗПР средствами занятий продуктивной деятельности — рисованием, аппликацией, конструированием, ручным трудом, традиционными для дошкольного учреждения.

По мнению ряда исследователей (Т. Н. Доронова, В. С. Мухина, У.В. Ульенкова и др.), эти занятия при определенных условиях их проведения могут оказаться наиболее близкими по своей структуре учебным занятиям школьного типа. Кроме того, процесс изображения предполагает обязательное наличие вещественного продукта деятельности, который, в свою очередь, дает возможность оценивать как общий итог работы, так и ее промежуточные результаты. Также очень важно и то, что создание рисунка или поделки интересно и доступно ребенку, вызывает у него положительные эмоциональные переживания.

 

Разработка коррекционной программы обучения осуществлялась на основе намеченных в исследованиях У. В. Ульенковой (1990) общих принципов организации психолого-педагогической коррекционной работы с детьми с ЗПР на обучающих занятиях в условиях специализированного дошкольного учреждения:

  • овладение ребенком в процессе обучения собственной интеллектуальной деятельностью, основными ее структурными компонентами (мотивационно-ориентировочным, регулятивным,операционным);

 

 

  • формирование и закрепление действий самоконтроля на специально отобранном дидактическом материале путем постепенного и последовательного перевода детей с внешнего контроля на самоконтроль;
  • построение коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР на основе индивидуализации и дифференциации педагогических методов, приемов и средств в условиях постоянного контроля за актуальными и потенциальными возможностями детей по формированию саморегуляции.

 

Опираясь на эти принципы, мы старались выстроить коррекционную работу с детьми с ЗПР на основе сочетания групповых и индивидуальных учебных занятий. Работа проводилась нами в течение одного учебного года и имела 4 последовательно сменяющих друг друга этапа (60 занятий). На каждом из них формировалось то или иное действие самоконтроля: в процессе принятия задания, в ходе предварительного планирования деятельности, на этапе выполнения задания, при оценке результата работы.

 

1 этап – обучение детей самоконтролю при усвоении задания (15);

2 этап – формирование у детей самоконтроля в процессе предварительного планирования деятельности (15);

3 этап – формирование у детей действий самоконтроля в ходе выполнения задания (10);

4 этап – формирование оценочного компонента саморегуляции (20).

 

Реализация экспериментальной программы осуществлялась в специализированном дошкольном учреждении №. 1 для детей с ЗПР г. Нижнего Новгорода. В формирующем эксперименте участвовали 12 шестилетних детей с ЗПР, воспитанников подготовительной к школе диагностико-коррекционной группы, контрольная группа состояла из 25 детей с ЗПР этого же возраста.

 

1 этап. 15 занятий были посвящены обучению детей самоконтролю при усвоении задания.

 

А) Первые 5 предполагали работу детей с готовыми деталями изображения (аппликация «Мой четвероногий друг», комплексное занятие по лепке и конструированию «Лошарик», предметное рисование «Кораблик»). Это было сделано для того, чтобы облегчить детям вхождение в обучающую программу и вызвать у них интерес к предлагаемой деятельности. Последующие занятия (10) уже в большей степени были ориентированы на собственные изобразительные навыки детей (декоративное рисование — «Крылья бабочки», занятие по ручному труду — «Вертушка», предметное рисование — «Рисунок для мышонка» и др.).

Большое место в работе отводилось формированию у детей потребности в выполнении задания с учетом основных правил. Особенно эффективным оказался методический прием коллективного выполнения работы.

Приведем в качестве примера краткое содержание одного из занятий (занятие по предметному рисованию: «Кораблик»).

 

Б) Значительная часть занятий на этом этапе обучения была направлена на развитие у детей ориентировки в предъявляемых требованиях на основе различных материализованных опор, например с помощью поэтапной предметной модели.  В качестве примера опишем следующее занятие (занятие по конструированию: «Грузовая машина»).

Практически с первых занятий по программе некоторым детям требовалась индивидуальная помощь. Наиболее эффективными формами индивидуальной работы оказались два вида занятий: по исправлению ошибок, допущенных детьми при групповой работе, и аналогичные предшествующим групповым с измененной тематикой. Например, если на групповом занятии по предметному рисованию «Кораблик» ребенок не справился со своей частью изображения, то в индивидуальной работе ему предлагается исправить ошибки, чтобы достичь необходимого качества не только своего, но и общего рисунка.

 

По окончании каждого этапа формирования было предусмотрено контрольно-обобщающее занятие. Его цель, содержание и структура были типичны для всех коррекционных занятий в данном разделе программы.

Для оценки эффективности программы формирования на 1-м этапе было проведено контрольно-обобщающее занятие — конструирование из бумаги — «Домики для веселых человечков из Солнечного города» на основе поэтапной графической схемы.

 

Оценка сформированности у детей действия самоконтроля в процессе принятия задания по результатам проведенного обучения проводилась по следующим критериям:

эмоциональное отношение к предлагаемой продуктивной деятельности: положительное эмоциональное отношение в течение всей работы; кратковременный интерес к заданию; отсутствие заинтересованности;

степень усвоения инструкции: принимает полностью; принимает частично; не принимает вовсе;

характер использования материализованных опор в процессе деятельности: ис пользует в качестве помощи при выполнении задания; использует только формально, не применяя по ходу деятельности; не использует совсем.

 

Критерии позволили вычленить пять уровней сформированности ориентировочно-мотивационного компонента формируемой способности (в направлении от самого высокого — первого, к самому низкому — пятому).

Подобный уровневый подход был использован и на всех последующих этапах коррекционной работы.

1 этап А

Занятие по предметному рисованию: «Кораблик»

 

Цель: формирование у детей осознанной потребности в выполнении предъявляемых к ним на занятиях требований.

 

Предварительная работа: чтение детям народной английской песенки «Кораблик» (в переводе С.Я. Маршака), рассматривание иллюстраций к произведению. Подготовка наборного полотна для фланеллеграфа.

 

Содержание занятия: на мольберте перед детьми выставляются плоскостные фигуры героев английской песенки (утка и мышата в морской форме). Взрослый спрашивает детей, чего не хватает на мольберте для создания иллюстрации к произведению. Обобщая ответы, педагог предлагает детям создать основу картины — кораблик на волнах.

Для этого на фланеллеграфе демонстрируется наборное полотно с силуэтом кораблика (лист бумаги с рисунком разрезан на квадраты со сторонами 10 см). Дети вместе с педагогом обговаривают, каким цветом необходимо раскрасить каждую деталь рисунка. Взрослый акцентирует их внимание на инструкции, один раз повторяет ее сам, а другой раз просит кого-нибудь повторить.

Детям сообщается, что каждый из них будет раскрашивать свою часть изображения и от внимательного отношения к работе каждого будет зависеть общий результат. Далее каждый ребенок получает квадрат полотна со своей частью изображения кораблика.

По окончании рисования взрослый объединяет все детские работы и вместе с детьми проводит анализ отдельных частей полотна и всего изображения в целом.

Значительная часть занятий на этом этапе обучения была направлена на развитие у детей ориентировки в предъявляемых требованиях на основе различных материализованных опор, например с помощью поэтапной предметной модели. В качестве примера опишем следующее занятие.

1 этап Б

Занятие по конструированию: «Грузовая машина»

 

Цель: формирование у детей умения использовать в ходе принятия задания поэтапную предметную модель.

 

Предварительная работа: накануне занятия воспитатель проводит с детьми беседу об автозаводе, рассказывает детям о том, собирают на конвейере машины из отдельных деталей. После этого вводится игровая мотивация: групповая комната «превращается» в заводской цех, а дети — в рабочих, которые должны подготовить детали для сборочного конвейера. Детям раздаются заранее сделанные заготовки из спичечных коробков, которые под руководством взрослого оклеиваются цветной бумагой.

 

Содержание занятия: перед детьми на подносах разложены подготовленные ими материалы, а также клей и кисточки. Педагог предлагает детям продолжить работу в цехе сборки грузовых машин. Для помощи им используется предметная поэтапная модель, которая представляет собой демонстрационную лестницу, состоящую из последовательных ступенек сборки машины.

Педагог объясняет способ выполнения рабочих операций, а затем просит некоторых детей воспроизвести предстоящий ход работы (один ребенок начинает, другой продолжает). В процессе деятельности взрослый оказывает детям минимальную помощь, побуждая их периодически обращаться к модели.

По окончании работы проводится анализ готовых изделий на основе имеющегося образца.

2 этап. Следующим этапом обучения было формирование у детей самоконтроля в процессе предварительного планирования деятельности.

 

Эта работа осуществлялась на протяжении последующих 15занятий.

По ее окончании было проведено контрольно-обобщающее занятие по ручному труду — «Лошадка». Оно требовало от детей самостоятельного предварительного планирования предстоящей деятельности в вербальной форме. Результаты занятия оценивались по трем критериям:

характер анализа предъявляемого образца, исходных материалов, оборудования: ребенок подробно обследует образец; обследует его поверхностно; не обследует вовсе, не приступает к оперированию манипуляциями немедленно;

степень соответствия предварительного плана предложенным условиям: план соответствует полностью; соответствует лишь частично; не соответствует вовсе;

степень осознанности применения предварительно составленного плана в ходе деятельности: имеет четкие представления о последовательности выполняемых операций, точно следует намеченному плану и способен выразить его в словесной форме; представляет ход выполнения задания в общих чертах, допускает отступления от намеченного плана и затрудняется в его вербализации; вообще не планирует предстоящую деятельность.

На основе данных критериев были разработаны 5 оценочных уровней развития действий самоконтроля в ходе программирования деятельности.

 

Учитывая возрастные особенности развития психики дошкольников — детей с ЗПР, их обучение планированию предстоящих действий мы чаще всего проводили на основе наглядных опор (занятия по ручному труду — «Сова», лепке — «Лыжник», рисованию — «Волнистые попугайчики» и др.).

А) 5 занятий. Сначала дети учились создавать предметные или графические модели будущей деятельности по образцу взрослого, затем составляли план в ходе коллективного обсуждения и планировали работу самостоятельно. Особенно значимыми оказались те первые занятия, на которых взрослый совместно с детьми формировал у них алгоритм составления плана.

Приведем пример обучающего занятия (Занятие по ручному труду: «Сова»).

 

Б) Важным моментом на этом этапе обучения является перевод деятельности детей от составления плана-схемы к составлению плана-рассказа. С целью обучения этой форме планирования было специально разработано 10 занятий: занятие по ручному труду — «Ракета», лепке — «Дед Мазай и зайцы» (коллективная работа), аппликации из бросового материала — «Букет цветов» и др. В качестве примера приведем краткое содержание одного из этих занятий (Занятие по аппликации: «Дед Мороз»).

 

 

Впоследствии вся индивидуальная работа с детьми проводилась в соответствии с целями и задачами групповых занятий. Так, если на занятии по конструированию на тему «Городская улица» ребенок не справлялся с составлением материализованного плана-схемы, то в индивидуальной работе ему предлагалось использовать в качестве опоры при составлении плана более доступную поэтапную предметную модель. В случаях даже небольших затруднений в планировании, возникающих на групповых занятиях у отдельных детей, с ними проводилась целенаправленная индивидуальная работа.

 

2 этап А

Занятие по ручному труду: «Сова»

Цель занятия: формирование действия самоконтроля в процессе планирования продуктивной деятельности на основе совместного с взрослым составления материализованной схемы.

 

Предварительная работа: накануне занятия дети под руководством педагога тонируют коричневой гуашью яичную скорлупу.

 

Содержание занятия: для каждого ребенка приготовлены следующие материалы — тонированная яичная скорлупа, пластилин желтого цвета, заготовки цветной бумаги для мелких деталей.

Педагог начинает занятие с приглашения детей в театральный уголок комнаты, где на верху ширмы кукольного театра расположены декорации леса и изображения диких животных, выполненных воспитанниками ранее. Взрослый загадывает загадку:

И в лесу заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся, дрожа,

Очень уж суровы филины и... (совы).

 

Педагог просит детей поселить в волшебном лесу этих «сторожей» и показывает им образец и набор карточек, изображающих шаги продвижения в работе. Детям предлагается всем вместе расположить карточки в нужной последовательности. Особо обговаривается техника присоединения пластилиновых и бумажных деталей к яичной скорлупе.

После этого один из детей повторяет правила деятельности, а затем всем предоставляется время, чтобы вспомнить и воспроизвести во внутреннем плане порядок выполнения поделки. Когда план деятельности будет усвоен большинством, схема и образец со стенда убираются. По окончании занятия дети все вместе оценивают качество своих работ в соответствии с выделенными правилами и укрепляют поделки на театральной ширме.

Важным моментом на этом этапе обучения является перевод деятельности детей от составления плана-схемы к составлению плана-рассказа. С целью обучения этой форме планирования было специально разработано 10 занятий.

2 этап Б

Занятие по аппликации: «Дед Мороз»

Цель занятия: формирование самоконтроля в процессе планирования изображения на основе совместного со взрослым составления плана-рассказа.

Предварительная работа: накануне занятия педагог показывает детям фабричные елочные украшения и рассказывает об их изготовлении. При этом взрослый подводит их к выводу о том, как приятно видеть на празднике не только фабричные украшения, но и игрушки, сделанные своими руками.

Содержание занятия: для каждого воспитанника приготовлены следующие материалы — листы цветного картона, трафарет силуэта игрушки, белый или розовый овал (лицо), вата, мелкие готовые детали для глаз и носа, тесемка для петельки, ножницы, карандаш, клей и кисть.

Педагог напоминает детям, что праздник приближается, и все ребята с нетерпением ожидают самого доброго и веселого сказочного героя Деда Мороза. Он приносит детям игрушки и сладости, а вот сам часто остается на праздник без подарка. Взрослый предлагает сделать для Деда Мороза новогодние украшения на елку, такие, чтобы он догадался: эти игрушки приготовлены именно для него.

Детям предлагается образец. Воспитатель вместе с ними составляет словесный план предстоящей аппликации. Работа идет следующим образом: детям дается время на обследование игрушки и тех материалов, которые приготовлены для ее изготовления. Далее педагог с помощью наводящих вопросов («Что надо делать сначала? Почему?», «Почему надо наклеить бумажные детали и только потом перейти к работе с ватой?» и др.) составляет с детьми словесный план работы. После этого взрослый еще раз воспроизводит последовательность поделки, специально допуская по ходу изложения ошибки и неточности. Обозначив ошибки и повторив план работы еще раз, дети приступают к изготовлению игрушки.

По окончании занятия проводится анализ результатов деятельности, в ходе которого дети сами оценивают себя и других, исходя из намеченного плана изготовления елочных украшений.

3 этап. Следующее направление программы коррекции включило в себя 10 коррекционных занятий и было связано с формированием у детей действий самоконтроля в ходе выполнения задания.

 

А) Как и на предыдущих ее этапах, начальная работа целиком осуществлялась на основе наглядных опор. Применение этого дидактического приема отражено в представленном ниже конспекте занятия (занятие по лепке: «Лиса идет»).

 

Б) Наиболее сложным моментом на третьем этапе коррекционной работы будет формирование у детей действий самоконтроля за ходом своей деятельности на основе вербальной инструкции (без помощи наглядных опор), т. е. перевод контрольных действий во внутренний, психический план. Этому и был посвящен ряд занятий: по рисованию — «Дома на нашей улице», лепке — «Городские деревья», аппликации — «Машины на шоссе» и др. (См.

 

Кроме групповых занятий на этом этапе широко используются и индивидуальные методы работы с детьми, в основном направленные на закрепление учебных действий. По окончании формирования действий контроля с детьми проводится контрольное занятие по конструированию из бумаги — «Игрушечный стаканчик для кукол». Задание дается детям в виде чертежа и вербальной инструкции к нему.

 

Критерии для оценки контрольного задания следующие:

точность выполнения задания; ребенок выполняет все правила; частично следует им; не выполняет правила;

степень осознанности действий самоконтроля по ходу выполнения задания: может безошибочно назвать каждый шаг деятельности и охарактеризовать его; представляет в общих чертах каждый последующий шаг; вообще не осознает своего последующего продвижения;

характер допускаемых ошибок и их исправление: немногочисленные ошибки замечает и исправляет самостоятельно по ходу выполнения задания; допускает немногочисленные ошибки, некоторые из них замечает и исправляет; делает большое количество ошибок, но не замечает и не исправляет их.

 

3 этап А

Занятие по лепке: «Лиса идет»

 

Цель занятия: формирование у детей действия самоконтроля в ходе создания лепного изображения на основе графической опоры.

 

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшки-на избушка». Обследование игрушечной фигурки лисы.

 

Содержание занятия: воспитатель выставляет на стол плоскостные декорации по прочитанной накануне сказке (2 домика, елочки и фигурку зайчика). Детям задается вопрос: «Какой фигурки не хватает?», чтобы натолкнуть на известный им сюжет сказки «Заюшкина избушка». Педагог сообщает, что фигурка лисы потерялась, а без нее показать сказку нельзя. Перед детьми ставится задача: слепить недостающий персонаж (лису) из пластилина или глины, и лишь затем можно будет показать, как в театре, сказочную историю.

Детям предлагается вспомогательная опора — графический план-схема, который должен помочь выполнить задание. План-схема имеет вид полностью открытой карты с последовательно расположенными и пронумерованными изображениями этапов предлагаемой деятельности. Контрольными отметками о выполнении определенного этапа задания служат фигурки. После выполнения очередной операции ребенок закрывает цифру и переходит к следующей.

Воспитатель объясняет детям последовательность выполнения лепки, обращает внимание на отдельные трудные для них технические приемы. Затем напоминает правила пользования графической опорой. Педагог спрашивает некоторых ребят (обычно имеющих затруднения) о ходе работы, побуждает их подробно проговаривать последовательность действий, при этом остальные привлекаются к анализу детских ответов в качестве экспертов.

В процессе лепки воспитатель просит испытывающих затруднения детей рассказывать о предстоящих действиях, направляя их внимание на использование схемы, оказывает при этом необходимую помощь. В конце занятия взрослый «по цепочке» спрашивает детей о пройденных шагах, побуждает их к проверке сделанного, учитывает те операции лепки, которые показались детям особенно сложными.

Наиболее сложным моментом на третьем этапе коррекционной работы будет формирование у детей действий самоконтроля за ходом своей деятельности на основе вербальной инструкции (без помощи наглядных опор), т. е. перевод контрольных действий во внутренний, психический план. Этому и был посвящен ряд занятий: по рисованию — «Дома на нашей улице», лепке — «Городские деревья», аппликации — «Машины на шоссе» и др.

3 этап Б

Занятие по рисованию: «Дома на нашей улице»

 

Цель занятия: формирование у детей действия самоконтроля в ходе выполнения рисунка на основе вербальной инструкции.

 

Предварительная работа: обследование предметных иллюстраций по теме предстоящего рисования. Накануне занятия воспитатель подготавливает картонную подставку для макета улицы и два вида заготовок для макетов домов.

 

Содержание занятия: педагог начинает с чтения отрывка из стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?». С детьми выясняется вопрос: люди каких профессий принимают участие в строительстве любого дома (архитектор, каменщик, кровельщик, плотник, штукатур, маляр и др.). Затем сообщается все необходимое о работе архитектора, который создает чертежи домов, их макеты (идет объяснение слова «макет» — уменьшенная во много раз копия здания из бумаги, картона). Если же строится новая улица, то он делает макет всей улицы с помощью бумаги, краски и клея.

Детям предлагается попробовать себя в роли архитектора и создать всем вместе макет целой улицы. Дается следующая словесная инструкция:

«Дети, у которых есть макеты высоких домов, будут рисовать один подъезд, пять этажей и на каждом этаже по три окна. Дети, у которых оказались макеты более низких домов, должны нарисовать два подъезда, три этажа и на каждом этаже по четыре окна. Кроме того, в каждом доме на окнах должны быть занавески, причем обязательно в двух окнах синие, а в одном зеленые, остальные могут быть любых других цветов. В двух окнах каждого дома должны быть горшочки с цветами».

Задание повторяется два раза. После того как дети выслушали инструкцию, одного из них педагог просит повторить правила (все остальные контролируют правильность их воспроизведения). Затем педагог просит всех вместе «про себя» повторить то, что они будут делать, и только после этого приступить к работе.

По окончании рисования взрослый устанавливает работы детей на приготовленную подставку и просит их оценить в первую очередь те работы, в которых соблюдены все правила выполнения.

 

4 этап. В самом конце реализации программы у детей формируется оценочный компонент саморегуляции.

 

Для обучения детей оценочным контрольным действиям было проведено 20 занятий. Увеличение количества занятий по сравнению с другими этапами было обусловлено не только большей сложностью формируемого действия, но и трудностями подбора предметных опор.

А) На первых занятиях мы знакомили детей с новыми для них материализованными опорами, а далее организовывали упражнения с целью формирования навыков их применения в процессе оценки. Были проведены занятия по рисованию — «Африканский слон», конструированию — «Вольеры для зоопарка», лепке — «Игрушечный солдатик» и др. (См. занятие по аппликации «Космический коллаж»).

Б) По мере того как дети усваивали основные правила оценивания, наглядные опоры теряли свое значение, а качество изображения начинало оцениваться, исходя из способов его выполнения. Особенно действенным при этом оказывался прием, включающий в себя элементы ролевой игры. В качестве примера приведем краткое содержание одного из занятий (занятие по рисованию: «Птичье новоселье»).

 

В конце концов дети должны научиться действию самоконтроля за качеством выполнения любого задания без всяких внешних опор. Этому во многом способствовали такие дидактические приемы, как «уровневое оценивание», взаимооценка результатов деятельности и т. п.

По завершении работы на четвертом этапе программы было проведено контрольное занятие по конструированию — «Совушка». На нем дети самостоятельно планировали конкретные шаги деятельности, осуществляли полный контроль за ходом работы и делали оценку качества ее выполнения.

Критерии сформированности оценочного компонента саморегуляции были следующими:

степень самостоятельности даваемой оценки: оценка полностью самостоятельная; делается с помощью взрослого или детей; оценка не делается вообще ни самостоятельно, ни с помощью;

характер вычленения критериев для оценки: подбирает критерии с учетом способов выполнения работы; выделяет только отдельные критерии по способу деятельности; подбирает критерии произвольно; вообще не понимает, что нужно делать и для чего;

степень точности следования выделенным критериям в ходе оценивания: точно следует выделенным критериям; опускает отдельные критерии по контролю; не использует выделенные критерии для оценки;

качество произведенной оценки: она полностью адекватна результату деятельности; частично адекватна; неадекватна.

 

Охарактеризованные выше критерии явились основой для определения пяти уровней сформированности оценочного компонента саморегуляции.

Результаты всех контрольных занятий показали, что более 50 % детей основной группы поднялись на высокие (I и II) уровни сформированности действий самоконтроля. У детей контрольной группы эта цифра составляет в среднем 30 %.

Однако определенная часть детей, показав в целом позитивные результаты в формировании действий самоконтроля, так и не сумела достичь необходимого его уровня. В основной группе таких детей (III уровень) оказалось в среднем около 30%, а в контрольной — около 50 %. Отсутствие выраженной положительной динамики в ходе обучения показали 8,3 % дошкольников основной группы и около 20 % контрольной (IV и V уровни).

Качественные проявления саморегуляции у большинства детей с ЗПР по результатам основной программы можно охарактеризовать следующим образом: хорошая ориентировка в правилах предложенного задания в сочетании с высокой учебной мотивацией на его выполнение; умение спланировать предстоящую деятельность с учетом конкретных условий ее выполнения; соответствие результата работы требованиям; самокритичность. Однако некоторые негативные проявления в сфере саморегуляции у части детей с ЗПР все же остались и после проведения коррекционных занятий. Такие дети нуждаются в продолжении коррекцион-но-педагогической работы, главным образом в закреплении сформированных умений и навыков.

Итак, можно сделать следующие выводы:

  • разработанная на основе продуктивной деятельности коррекционно-педагогическая программа показала свою значительную эффективность в формировании саморегуляции в учебной деятельности у старших дошкольников с ЗПР;
  • необходимым условием в формировании действий самоконтроля у воспитанников диагностико-коррекционных групп явился индивидуализированный перевод действий самоконтроля, производимых на основе материализо ванных опор, на самостоятельный контроль, производимый во внутреннем психическом плане;
  • проведенная коррекционно-педагогическая работа убедила нас в том, что система специальных занятий по формированию действий самоконтроля у детей должна включать в себя не только групповые, но и индивидуальные формы работы, которые позволяют существенно повысить динамику перевода детей с ЗПР с внешнего контроля на самоконтроль. Групповые занятия, как мы убедились, по технологии их проведения также должны быть индивидуализированными. Искусство педагога здесь состоит в том, что детское сообщество должно быть умело использовано в целях интериоризации формируемых действий самоконтроля.

Но реализованная нами коррекционно-педагогическая программа представляет собой лишь один из аспектов многогранного использования продуктивных видов деятельности в качестве средств коррекции дефектов психического развития у детей с ЗПР.

 

4 этап А

Занятие по аппликации: «Космический коллаж»

(коллективная работа)

Цель занятия: упражнение детей в совместной с взрослым оценке результата работы на основе материализованной опоры.

 

Содержание занятия: для выполнения работы приготовлены следующие материалы: сухие красители ярких цветов, пластмассовые соломинки и стаканчики, квадраты белой и цветной бумаги, одинаковые по ширине с диаметром стаканчиков, жидкость для мытья посуды, цветная бумага, белая гуашь, прямоугольный лист черной и темно-синей цветной бумаги (основа для работы).

Воспитатель напоминает детям о том, что накануне на занятии по развитию речи они вместе придумывали рассказ о космосе, космонавтах и космических приключениях. Рассказ получился очень интересный; для того, чтобы он хорошо запомнился детям, взрослый предлагает сделать к нему красивую иллюстрацию. Дается образец будущей работы (эскиз, выполненный цветными карандашами). Дети внимательно обследуют его и исходные материалы для выполнения аппликации, а затем коллективно составляют план предстоящей деятельности, распределяют между собой обязанности (воспитатель подробно объясняет технологию получения красочных отпечатков, так как она дошкольникам не знакома). После этого каждый ребенок приступает к выполнению своей части задания. Когда все детали композиции готовы, педагог предлагает объединить их в коллаж на листе цветной бумаги, опираясь на образец (дети должны соблюдать расположение фигур на листе относительно друг друга). Готовую работу взрослый вывешивает на мольберт и просит детей оценить качество ее выполнения. Для этого на стенд выставляется таблица критериев для оценки сюжетной аппликации: 1) цвет; 2) величина; 3) расположение в пространстве; 4) качество вырезания деталей; 5) качество наклеивания деталей; 6) композиция; объясняется система условных обозначений оценивания (солнышко — условия соблюдены полностью; солнышко с тучкой — некоторые детали условий нарушены; тучка с дождичком — условия не выполнены). Педагог показывает детям демонстрационную карту с пронумерованными окошечками, в которые соответственно номеру рассматриваемого критерия вкладывается рисунок-оценка. Совместно с взрослым дети по данной схеме проводят оценивание своей работы, а затем по количеству оценок-рисунков дают выполненной аппликации общую оценку.

По мере того как дети усваивали основные правила оценивания, наглядные опоры теряли свое значение, а качество изображения начинало оцениваться, исходя из способов его выполнения. Особенно действенным при этом оказывался прием, включающий в себя элементы ролевой игры. В качестве примера приведем краткое содержание одного из занятий.

4 этап Б

 

Занятие по рисованию: «Птичье новоселье»

Цель: продолжать учить детей оценивать качество изображения, исходя из способов его выполнения.

 

Предварительная работа: рассматривание репродукции картины Саврасова «Март. Грачи прилетели».

 

Содержание занятия: педагог начинает занятие с беседы о начинающемся массовом прилете птиц, рассказывает детям о весеннем дне Обретения (с этого дня птицы обретают, создают свои гнезда). Взрослый побуждает детей отразить это событие в рисунке и дает инструкцию, содержащую правила выполнения задания. После этого дети начинают рисовать (сначала делают карандашный эскиз, а затем завершают оформление красками).

По окончании работы взрослый демонстрирует детям уже знакомые им шапочки-маски: веселые мастера «Карандаш», «Палитра» и «Кисточка». Дети с помощью педагога выбирают среди своих товарищей тех, кто, по их мнению, лучше всего подходит на эти роли. Затем выбранные персонажи начинают по очереди оценивать каждую детскую работу по определенным критериям: мастер «Кисточка» — по качеству нанесения краски и технике работы с кистью (плашмя, концом кисти и т.д.), мастер «Палитра» — по соблюдению правил цветового решения рисунка и т.д.

До начала оценивания взрослый подчеркивает, что автор каждого рисунка может не согласиться с оценкой мастеров, если способен дать собственную четкую и обоснованную оценку.

 

Яндекс.Метрика