Примеры заданий, содействующих формированию учебной деятельности и коррекции ее недостатков на уроках чтения

  1. (Наблюдение, чтение, классификация по заданному основанию, самоконтроль.)

Какие слова из «Сказки о царе Салтане» подчеркивает И.Билибин в своих иллюстрациях к этой сказке? Докажите правильность ваших решений.

 

  1. (Наблюдение, классификация по самостоятельно найденному основанию, самоконтроль.)

Рассмотрите рисунок (на рисунке герои сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»— Буратино, Мальвина, пудель Артемон, а также аист, астра, дача). Почему именно такой рисунок сделан к этой страничке «Русской азбуки» (знакомящей со звуком и буквой «а»)? Раскройте ваши соображения, докажите ответ.

 

Первая мера помощи: «Перечислите (про себя) то, что изображено на рисунке (известные детям герои сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» — Буратино, Мальвина, пудель Артемон, а также — аист, астра, дача). Это поможет вам ответить на вопрос». Помощь в данном случае (в дополнение к тренировке в произношении и сознательном освоении звука «а») ориентирует детей на видение звука в каждом персонаже, в каж­дом предмете, изображенном на рисунке.

Вторая мера помощи: «Давайте вместе перечислим то, что изображено на этом рисунке (Буратино, Мальвина, пудель Артемон...) Понятен рисунок?»

Совместное рассмотрение рисунка организует более нацеленное внимание детей к смысловому соответствию рисунка и текста учебника, направляя на правильное решение и правильный ответ.

Третья мера помощи: «Запишем на доске имена героев рисун­ка, названия изображенных на нем цветов». Какая буква в каждом из этих слов повторяется? Значит? («Именно такой рисунок, в именах персонажей которого, в названиях изображенных на нем предметов повторяется буква «а», дополняет текст, знакомит со звуком и буквой «а»).

 

  1. (Слушание, наблюдение, классификация по заданному основанию, самоконтроль.)

Прослушайте предложения из сказки (вы ее уже знаете) «Петушок и бобовое зернышко» и выберите из них то, что относится к картинке, иллюстрирующей сказку. Запишите номер этого или этих предложений. По тексту сказки в учебнике проверьте себя.

  1. «Беги к своей коровушке, проси у нее молока».
  2. «Коровушка, голубушка, дай скорей молока».
  3. «Беги скорей к кузнецу за косой».
  4. «Ступай скорей к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы».

 

Стимулирующая помощь уточняет задание: «Что нарисовано на этой картинке? Можно найти в сказке слова, к которым она относится? Запишите их».

Направляющая помощь нарочито ведет детей от неправильного ответа к правильному: «Беги скорей к коровушке...» Правильно ли будет записать эти слова? — Нет. — Почему? — Это слова хозяйки, а ее на картинке нет. — Что же нужно записать?

Обучающая помощь состоит в разъяснении детям, почему правильное выполнение задания требует выделения из записи второго и четвертого из рассматриваемых предложений.

«Коровушка, голубушка, дай скорее молока» — эти слова подходят к картинке? — Да. — Но только ли эти слова можно отнести к картинке? — Это слова, которые говорит нарисованная на кар­тинке курочка. «Беги скорей к кузнецу за косой» — а эти слова говорит корова, которая тоже изображена на картинке. — Значит, какие же из прослушанных вами предложений нужно выбрать и записать?

 

  1. (Слушание, классификация по самостоятельно найденному основанию, самоконтроль.)

Прослушайте пословицы. Разделите их на разные группы. Расскажите, как и по какому признаку вы их группировали.

«Словами и туда и сюда, а делами — никуда».

«Кто скоро помог, тот дважды помог».

«Остер на язык, а к делу не привык».

 

  1. (Чтение, классификация по заданному основанию, самоконтроль.)

В сказке К.И.Чуковского «Федорино горе» нужно найти слова, которые раскрывает иллюстрация к сказке (на с. 135 учебника «Родная речь», 1-й класс, первая часть). Подчеркните такие слова. Продумайте, правилен ли ваш ответ.

 

  1. (Чтение, обобщение, классификация по самостоятельно найденному основанию, самоконтроль).

Прочитайте загадки, отгадайте их и разделите на разные группы. Чьи ответы признаем правильными, почему? Загадки написаны на доске:

«Белая вата поплыла куда-то»;

«Кто говорит молча»;

«Кланяется, кланяется, а придет домой — растянется».

 

  1. (Наблюдение, обобщение, самоконтроль.)

Придумайте название иллюстрации к рассказу А.Гайдара «Совесть». Запишите названия, каждый свое («Случай в роще», «Нина и мальчик», «Помогли друг другу»). Давайте решим, чье название самое удачное, почему.

 

  1. (Слушание, обобщение, самоконтроль.)

Прослушайте слова и подберите загадку, которая подходит к каждому и ко всем этим словам. Докажите правильность вашего решения. Итак: арбуз, тыква, кабачок, баклажан. («Без окон, без дверей, полна горница людей».)

  1. (Чтение, классификация, обобщение, самоконтроль.)

В рассказе Б.Житкова «Про обезьянку» можно найти слова, которые показывают, что животное — не забава, что мы «в ответе за тех, кого приручили». Найдите такие слова — они могут быть и вашим названием этого рассказа. Запишите их. Докажите, что вы правильно решили это задание («Кому бы сплавить Яшку», «Хочешь, я тебе обезьянку подарю?»)

 

При оказании стимулирующей помощи нужно уточнить суть задания: «Как вы поняли, о чем этот рассказ?» — О Яшке — обезьянке. — А можно прямо в названии показать, что же главное в этом рассказе про Яшку?

Направляя на требуемый ответ, можно привести примеры не только неправильного, но и неточного решения задания: «Яшка не хотел спать по-человечески» — подходят эти слова для названия рассказа? — Нет. — Почему? (...). А эти: «Хоть в клетку сажай». — Пожалуй, они точнее раскрывают рассказ... — Правильно, но поищите еще более точные, соответствующие главному в рассказе слова.

В совместном с учителем выполнении задания проясняется (и поясняется), почему слова «Кому бы сплавить Яшку» или «Хочешь я тебе обезьянку подарю» отражают то, ради чего был написан этот рассказ.

Как видно из примеров, даже при оказании наибольшей обучающей помощи дети отнюдь не механически следуют за учителем, а обдумывают, осознают предлагаемые им решения и ответы.

 

 

Яндекс.Метрика