Методика формирования словообразования

Дифференциация грамматических форм слова предполагает выделение морфем из слова и соотнесение их со значением. Аналогичные процессы происходят и при словообразовании. В связи с этим, работа над формообразованием должна проходить в тесной связи с развитием словообразования.

Процесс словообразования у дошкольников с ЗПР сформирован в меньшей степени, чем процесс словоизменения, и находится только на начальной стадии становления. Овладение процессом словообразования у данной категории детей сопровождается значительными трудностями. В ходе коррекционной работы по формированию словообразования отрабатывается относительно небольшой объем словообразовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития дошкольников с ЗПР.

Методика коррекционно-логопедическрго воздействия строится с учетом появления форм словообразования в онтогенезе, а также характера и степени трудности различных моделей словообразования для дошкольников с ЗПР.

При формировании словообразования главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.

Работа над отдельной словообразовательной моделью строится с учетом:

  • поэтапного формирования речевых умений (первоначально — на основе наглядно-образного мышления, далее — в речевом плане и, наконец, во внутреннем плане);
  • на основе постепенного усложнения форм и функций речи, видов речевой деятельности;
  • перехода от импрессивной речи к экспрессивной;
  • постепенного усложнения характера заданий и речевого материала

и проходит в следующей последовательности:

а) определение общего значения ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом;

б) выделение одинаковой морфемы из ряда слов различного лексического значения;

в) соотнесение значения со звуковым образом морфемы;

г) осуществление звукового анализа морфемы, закрепления его с помощью буквенного обозначения;

д) образование слов по аналогии с опорой на значение словообразующих аффиксов;

е) включение производных лов в различные виды речевой деятельности;

ж) дифференциация слов с аффиксами одного значения.

 

Каждую словообразовательную форму сначала закрепляют в импрессивной речи, затем проводится работа по формированию ее в экспрессивной речи.

Для уточнения понимания словообразовательной формы в импрессивной речи рекомендуются такие задания, как: а) показать картинку пo заданию логопеда; б) выбрать картинку, которую назовет логопед; в) выполнить действия.

 

В целом, в процессе логопедической работы связь значения и звукового выражения закрепляется с помощью определения звукового сходства, выделения общей морфемы из группы словообразовательных форм, самостоятельного конструирования словообразовательных форм на основе общей выделенной морфемы. Особое внимание уделяется дифференциации словообразовательных форм одного значения, так как преобладающей ошибкой в процессе словообразования у дошкольников с ЗПР является смешение словообразовательных форм со сходными значениями.

Яндекс.Метрика