Формирование мыслительных операций «анализа» и «синтеза» у детей с трудностями в обучении.
Анализ – мысленное разложение целого на части и выделение его свойств.
Синтез – мысленное объединение свойств в единое целое и установление взаимоотношений между ними.
- С раннего возраста детей можно обучать разбирать и собирать пирамидки. Первоначально детей обучают собирать пирамидки из 4-5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся по величине. Затем детей обучают собирать пирамидки из колец, чередуя их по форме, цвету. Более сложный вариант – это чередование разных геометрических тел одинакового, а затем разного цвета.
- Детям также предлагается собирать разные картинки с использованием образцов. Образцы могут быть полностью расчленённые, частично расчленённые и нерасчленённые. Можно предлагать детям односторонние и двусторонние разрезные картинки. Количество разрезных картинок постепенно увеличивается то 2-4 до 6-8.
- Детей обучают составлению геометрических фигур или образных изображений из геометрических фигур.
- Более сложным вариантом этих игр являются такие игры как «Вьетнамская игра», «Танграм», «Колумбовое яйцо», в которых имеются специальные наборы разрезных частей, из которых дети составляют целостные силуэтные изображения.
- Используются так же упражнения на описание предметов. Например, игра «Что нарисовал художник». Детям раздаются предметные картинки, подобранные либо по лексическим темам (фрукты, игрушки) либо в произвольном порядке. Каждый ребёнок рассказывает об изображённом предмете, выделяя его свойства и признаки. Первоначально предмет называется, затем просто перечисляются его признаки, а дети отгадывают предмет.
- Используются такие игры, как «Узнай предмет по описанию», отгадывание загадок. Постепенно детей учат не только отгадывать предметы по описанию, но и самостоятельно составлять описание предмета.
- Можно предложить детям составлять сложные изображения из разрезных картинок. Например: собрать картину «пароход причаливает к пристани». Один ребёнок собирает из разрезных картинок пароход, другой – пристань. Затем изображения объединяются. Эту игру мы можем использовать для развития речи: выполнив задание, дети составляют предложение: «Пароход причаливает к пристани». Можно предложение распространить: «Красивый белый пароход причаливает к пристани».