Формирование мыслительной операции «конкретизация» у детей с трудностями в обучении.

Конкретизация – мыслительная операция, заключающаяся в определении проявления общего закона в частном случае.

Детям предлагаются игры, в которых дети на основе общих признаков называют конкретные предметы.

Приведём описание некоторых их них.

«Назови три предмета»:

Правила игры: детям предлагается поймать мяч и на одно слово педагога подобрать три, подходящие к нему. Например, к слову мебель –диван, стол, кровать и т.д.

«Птицы (звери, рыбы)»:

Игра проводится с мячом. Ведущий бросает мяч и говорит: «Вот птица. Что за птица?» Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Воробей». Затем бросает другому ребёнку: «Вот птица, что за птица?» - «Синица». Повторяться нельзя. Аналогично играют с названием зверей, рыб, насекомых.

«Кому что нужно?»

Педагог называет детям профессию. А дети  перечисляют предметы, необходимые для работы. Например: «Сапожник: гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки…»

«Кто назовёт больше предметов»:

Игра проводится аналогично (с мячом), дети называют то, что изготовлено на заводе (фабрике), что пекут на хлебозаводе, что выращивают колхозники.

«Отвечай быстро»:

Ведущий бросает мяч и называет какой-либо цвет, а дети называют, что бывает такого цвета.

Также признаком для классификации могут служить качества предмета по материалу: деревянный, металлический, стеклянный и т.д.

«Продолжай»:

Ведущий называет не родовое, а видовое понятие, и дети продолжают называть подходящие к нему видовые понятия. Например, ведущий называет роза, а дети называют другие цветы.

«Я знаю…»:

Детям предлагается назвать по пять видов видовых понятий. Ребёнок отвечает: «Я знаю пять овощей:…» и т.д.

 

Яндекс.Метрика