Формирование мыслительной операции «конкретизация» у детей с трудностями в обучении.
Конкретизация – мыслительная операция, заключающаяся в определении проявления общего закона в частном случае.
Детям предлагаются игры, в которых дети на основе общих признаков называют конкретные предметы.
Приведём описание некоторых их них.
«Назови три предмета»:
Правила игры: детям предлагается поймать мяч и на одно слово педагога подобрать три, подходящие к нему. Например, к слову мебель –диван, стол, кровать и т.д.
«Птицы (звери, рыбы)»:
Игра проводится с мячом. Ведущий бросает мяч и говорит: «Вот птица. Что за птица?» Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Воробей». Затем бросает другому ребёнку: «Вот птица, что за птица?» - «Синица». Повторяться нельзя. Аналогично играют с названием зверей, рыб, насекомых.
«Кому что нужно?»
Педагог называет детям профессию. А дети перечисляют предметы, необходимые для работы. Например: «Сапожник: гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки…»
«Кто назовёт больше предметов»:
Игра проводится аналогично (с мячом), дети называют то, что изготовлено на заводе (фабрике), что пекут на хлебозаводе, что выращивают колхозники.
«Отвечай быстро»:
Ведущий бросает мяч и называет какой-либо цвет, а дети называют, что бывает такого цвета.
Также признаком для классификации могут служить качества предмета по материалу: деревянный, металлический, стеклянный и т.д.
«Продолжай»:
Ведущий называет не родовое, а видовое понятие, и дети продолжают называть подходящие к нему видовые понятия. Например, ведущий называет роза, а дети называют другие цветы.
«Я знаю…»:
Детям предлагается назвать по пять видов видовых понятий. Ребёнок отвечает: «Я знаю пять овощей:…» и т.д.