Инклюзия. Что нужно для будущего успеха.
Важные элементы повышения уровня доступности образования
- Перемены в процессе обучения и получения знаний
- Организация классов
- Развертывание услуг поддержки учеников
- Планирование
- Информирование персонала
- Обучение персонала
Меры по обеспечению физической доступности
- Освещение
- Установка знаков
- Усовершенствование акустики в зданиях
- Напольное покрытие
- Мебель
- Организация игровых площадок и прилегающих территорий.
Усовершенствование доступа к информации для детей-инвалидов
Информация, предоставляемая всем ученикам, должна предоставляться детям-инвалидам в альтернативных форматах.
- Раздаточные материалы
- Расписания
- Учебники
- Информация о школьных мероприятиях
- Другая информация о работе школы
В частности, информация может быть предоставлена
- На языке Брайля
- Крупным шрифтом
- На аудиокассете
- Посредствам языка жестов
- Посредствам использования символов.
Инклюзия. Подход к школе как к единому целому. Что нужно для будущего успеха.
Инклюзия - это процесс изменения всей школы или образовательного учреждения, в который вовлечены все работники школы, родители, дети, чиновники и все общество, направленный на устранение барьеров для равноправного и открытого участия всех детей в учебном процессе и жизни школы. Инклюзия - это путешествие постоянно эволюционирующей школы. Индекс инклюзии является удобным, полезным и применимым инструментом оценки качества и степени инклюзии, который может быть адаптирован и использован каждой школой для мониторинга и оценки процесса инклюзии.
Индекс инклюзии. Определение инклюзии.
- Инклюзия - это процесс увеличения степени участия каждого ученика в академической и социальной жизни школы, а также процесс уменьшения степени изоляции учеников во всех процессах, происходящих внутри школы.
- Инклюзия требует реструктуризацию культуры школы, ее правил и внутренних норм, практики и процедур с целью полного принятия всего многообразия учеников, с их индивидуальными особенностями и потребностями.
- Инклюзия напрямую касается всех учеников школы, не только особо уязвимых групп, таких как дети-инвалиды или дети с особыми образовательными потребностями.
- Инклюзия направлена на улучшение школы не только для учеников, но и для ее работников
- Желание обеспечить доступ к среде и образовательному процессу для отдельных студентов может обнажить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода к их решению
- Все дети имеют право обучаться в школе рядом со своим домом
- Многообразие и непохожесть детей рассматривается не как проблема, требующая решения, а как важнейший ресурс, который необходимо использовать в образовательном процессе.
- Инклюзия предполагает налаживание тесных, близких и дружественных отношений между школами и обществом, в котором эти школы функционируют.
Инклюзия - это процесс развития максимально доступного образования для всех в доступных школах и образовательных учреждениях, развитие процессов обучения с установкой адекватных целей для каждого ученика, процесс устранения всевозможных барьеров для максимальной поддержки каждого ученика и полного раскрытия потенциала каждого. Инклюзия - это процесс, где ценятся все различия и многообразие с одной стороны, и процесс создания условий для благотворного общения и взаимной дружбы между людьми.
Ниже вы найдете несколько критериев, взятых из успешной практики существующих школ. Эти критерии могут быть использованы школами для оценки.
Оценка доступности зданий.
Проведите полную оценку зданий школы и прилегающих территорий. Старайтесь привлекать к этому процессу детей везде, где это возможно. Составьте список необходимых работ по обеспечению доступности и определитесь с предстоящими расходами. Если вы до конца не уверены, что необходимо предпринять для обеспечения полной доступности школы, обратитесь к профессионалам или людям с инвалидностью.
Оценка доступности образовательной среды.
Проведите анализ информации, программного и технического обеспечения, используемого в образовательном процессе и потенциально вызывающего сложности у некоторых детей. Постоянно будьте в курсе новых адаптивных технологий, применимых в образовательных процессах (брайль, язык жестов и соответствующие материалы, сенсорные экраны, ноутбуки и т.д.). Храните всю письменную информацию в компьютере, чтобы в любой момент можно было предоставить ее в альтернативных форматах. Сегодня многие школы обмениваются своими инновациями, методическими материалами и т.д. для ускорения процессов инклюзии. Эти требования актуальны для абсолютно всех школ, как частных, так и государственных.
Включите вопросы понимания инвалидности в образовательные программы.
Планируя образовательные программы для школы, задумайтесь о том, насколько тема инвалидности отражена в этих программах. Используйте недискриминационные ресурсы и книги. Убедитесь, что имеются игрушки с различными «нарушениями». Старайтесь всячески придерживаться социального подхода к инвалидности. Например, попросите всех детей написать свое имя по - брайлю, используя упаковки для яиц. Убедитесь, что персонажи с инвалидностью присутствуют в детских книжках. Если вы не можете найти такие книжки, придумайте и сделайте их сами. Используйте присущую детям доброту и честность, чтобы избежать дальнейшей дискриминации.
Использование положительных образов людей с инвалидностью.
Убедитесь, что для всех детей доступна информация и положительные примеры о детях и взрослых с инвалидностью. Опять-таки, если вы не можете их найти, придумайте или напишите их своими силами. Пригласите людей с инвалидностью рассказать детям о себе и о своей жизни. Убедитесь, что настенные плакаты включают людей с инвалидностью и отражают многообразие учеников школы.
Разработайте подходы совместного обучения и обучения учениками друг друга
Самый мощный образовательный ресурс в любой школе - это ее ученики. Используйте работу в группах и парах, задействуя детей с различными способностями и детей разного возраста. Избегайте постоянного вялотекущего изложения, от разнообразия все только выиграют.
Использование подходящих слов об инвалидности.
Прислушайтесь, какие слова используются персоналом школы и детьми при разговорах на тему инвалидности, при описании учеников, во время уроков. Некоторые слова могут быть обидны для детей-инвалидов, например неполноценный, хромой, тупой и т.д. разработайте специальные тренинги для учителей и учеников, где расскажите о том, какие слова адекватны и необидны, а какие нет. Противодействуйте всяческим нападкам на детей с инвалидностью со стороны других учеников, присваиванию ярлыков и меток отдельным детям, дразнение детей. Разработайте новые правила, направленные на искоренение подобной практики. Объясните в правилах, насколько обидно слышать в свой адрес те или иные слова. Подобная практика должна касаться не только темы инвалидности, но и сексуальных меньшинств, нацистской терминологии и т.д.
Добивайтесь общешкольного духа, приветствующего разнообразие.
Используйте методы ранней идентификации для определения особых потребностей каждого ученика. Прислушайтесь к мнению детей или их близких о сильных сторонах ребенка. Помогайте детям чувствовать себя хорошо и комфортно в стенах школы. Адекватная самооценка является одним из важнейших факторов успешной и счастливой жизни.
Развивайте участие детей с инвалидностью и дайте им возможность высказываться.
Разработайте систему, позволяющую детям с инвалидностью или особыми образовательными потребностями высказывать свои мнения и предложения. Позвольте детям иметь влияние на работу школы, на существующие правила и практику.
Физическое образование.
Убедитесь, что игры и спортивные мероприятия задействуют всех детей. Разработайте систему взаимопомощи и позвольте каждому ребенку развиваться в меру сил и возможностей. Адаптируйте существующие игры и используйте изобретательность в создании новых, отвечающих возможностям всех учеников.
Будьте стратегически нацелены на инклюзию.
Школа должна постоянно находится в процессе усовершенствования. Постоянно оценивайте процессы, происходящие в школе, ищите возможно скрытые барьеры и постоянно планируйте действия, направленные на их искоренение. Ставьте перед школой достаточно сложные, но достижимые цели и постоянно стремитесь достигать их.
Используйте помощь и поддержка извне.
Привлекайте специалистов по развитию речи, корректировке зрения, физиотерапевтов, профессиональных медицинских работников и т.д. в обучающем процессе для обеспечения его максимальной эффективности для детей с особыми образовательными потребностями. Обычно такие специалисты выступают в роли консультантов, и необходимо проводить постоянные тренинги для учителей с их участием.
Поддерживайте оборудование в рабочем состоянии
Убедитесь в том, что специализированное оборудование находится в рабочем состоянии и получает должный уход, храниться в правильных условиях и своевременно ремонтируется или заменяется по мере необходимости. Убедитесь, что имеется достаточное количество разнообразных технических средств, доступных для детей с сенсорными или физическими нарушениями.
Принимайте на работу людей с инвалидностью.
Пересмотрите при необходимости существующие в школе правила приема на работу. Убедитесь, что правила открывают доступ для людей с инвалидностью и дают им равные права и возможности при приеме на работу. При необходимости можно получить дополнительное финансирование от правительства при приеме на работу людей с инвалидностью. Помните, что детям с инвалидностью нужны положительные ролевые модели среди взрослых!
Устраивайте тренинги по пониманию инвалидности и равным правам и возможностям.
Разработайте программу внутренних тренингов для учителей, работников дошкольных классов, воспитателей, обслуживающего персонала и работников районного отделения образования для более глубокого понимания вопросов инвалидности, продвижения равного подхода и социальной модели. Убедитесь, что каждый работник школы прошел через подобный тренинг и вовлечен в процесс инклюзии, происходящий в школе. Тем работникам, которые не полностью согласны с подобной политикой, можно напомнить, что 25 лет назад подобные действия.