Повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях инклюзивного образования“ (в режиме онлайн)

Дата проведения: 14 января  2021 года

 

Проведение: в режиме он-лайн

 

Начало семинара-практикума: 11.30

 

Состав участников семинара-практикума: педагоги-психологи центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, учреждений общего среднего образования, опорных по организации интегрированного обучения и воспитания.


 

Интерактивные формы работы педагога-психолога как средство формирования инклюзивной культуры у участников образовательного процесса

 

Елена Викторовна Новосельцева,

педагог-психолог

ГУО ”Витебский областной центр

 коррекционно-развивающего

обучения и реабилитации“

 

На сегодняшний день в современном мире активно пересматриваются подходы к образованию, что связано с внедрением системы инклюзивного образования. Являясь логическим продолжением системы интегрированного обучения и воспитания, инклюзивное образование обеспечивает более совершенные и гибкие подходы к организации учебного процесса и взаимодействия с каждым ребенком. Однако практика внедрения идей совместного (инклюзивного, интегрированного) обучения и воспитания в работу учреждений образования указывает на наличие трудностей психологического и социального характера, возникающих у участников образовательного процесса, в том числе у педагогов.

В основе готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования лежит сложное интегральное субъектное качество личности, опирающееся на соответствующий комплекс академических, профессиональных и социально-личностных компетенций. Это и наличие профессиональной установки на оказание помощи любому ребёнку, готовность к изменениям, к психологическому принятию детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), готовность работать со всеми родителями как полноправными участниками инклюзивного образовательного пространства. У части педагогов возникает ряд вопросов, психологических проблем, имеются установки и стереотипы, с которыми самостоятельно справиться бывает трудно.

Можно отметить наличие стереотипов и у родителей детей класса совместного обучения и воспитания. Так, они часто высказывают опасение, что присутствие в классе детей с ОПФР может задерживать развитие их собственного ребенка, что учитель не уделяет достаточного внимания их детям.

Существуют стереотипы и в представлениях школьников о сверстниках с ОПФР. Наличие классов интегрированного обучения и воспитания в школах оказывает влияние и на обычные классы, с одной стороны – оказывая положительное влияние (дети видят таких сверстников, они их замечают), но с другой стороны – они чаще всего испытывают чувство жалости к таким детям и не всегда хотят им помогать, играть и взаимодействовать.

Болевой точкой может стать и состояние микроклимата в ученических коллективах. Е.Л. Лемех в своей статье отмечала, что в проведенном социометрическом исследовании было выявлено, что 63% детей с особенностями в развитии занимают третью (пренебрегаемые) и четвертую (изгои) статусную категорию [4].

С чем это связано:

  1. Субъективные факторы (сниженная психическая активность самих учащихся, неблагополучная семья, низкая успеваемость).

Среди черт личности, свойственных детям с особенностями в развитии, встречаются снижение сферы интересов и потребностей, снижение уровня общей активности, ослабление мотивационной сферы с доминированием мотива избегания неудачи и редуцированным мотивом достижения, что выражается в отказе от борьбы. У них часто отмечается тревожность, внушаемость, склонность к подражанию, неадекватно завышенная или заниженная неустойчивая самооценка, существенные расхождения между образом реального и идеального ”Я“ и многое другое.

Проблемными зонами в эмоционально-поведенческой сфере могут выступать эмоциональные вспышки, раздражительность, двигательное беспокойство, повышенная возбудимость, неуверенность при посещении незнакомых мест и при посторонних, сниженное проявление стыдливости, пререкание с родителями и т.д.

Кроме того, для многих детей с ОПФР характерна несформированность навыков межличностного общения в социуме, отсутствие такой потребности. Вследствие недостаточного социального опыта, ограниченных возможностей вести диалог, коммуникативной наивности, монологичности, недостаточной гибкости, низкой стрессоустойчивости общение бывает затруднено.

  1. Объективные факторы (отношения значимых взрослых - родителей, учителей - к детям с нарушениями в развитии, малое участие их в общественной жизни класса, школы).

Следует учитывать важность не только гармонизации внутриколлективных отношений в классе, но и учета условий включения ребенка с ОПФР в учебный процесс, к которым относятся:

-формирование готовности членов малой группы и педагога к принятию включению ребенка с ОПФР;

-организация личных форм взаимодействия в триаде ”учитель -нормально развивающийся ребенок – ребенок с ОПФР“;

-создание ситуации успешной деятельности для всех детей;

-налаживание контактов родителей нормально развивающихся детей и родителей детей с ОПФР.

Таким образом, только при целенаправленной работе с коллективом класса взаимоотношения между сверстниками оптимизируются.

”Главная цель работы по разрушению стереотипов – изменение отношения, а в качестве основных методов наиболее эффективными являются интерактивные методы“ [6].

Именно поэтому в работе со всеми участниками образовательного процесса и особенно с целью повышения психолого-педагогической компетенции педагогов по вопросам инклюзивного образования, развития конструктивных умений и навыков важно проводить интерактивные мероприятия.

Интерактивный (образовано из 2 английских слов - inter (взаимный), act (действовать)) и обозначает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Отсюда, интерактив – это прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Перечислим основные характеристики ”интерактива“:

- процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс обсуждения;

- диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;

- исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;

- формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;

- формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;

- участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;

- участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;

- каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;

- удовлетворенность членов группы совместной деятельностью, производительность труда группы (ее продуктивность), это и есть показатель эффективности групповой деятельности.

Существуют разнообразные интерактивные формы работы.

Поскольку главная цель – изменение отношения, то эффективными будут являться следующие формы работы.

Деловые игры - Это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений. В ходе игры участники анализируют заданные условия и принимают оптимальные решения, выбирают наиболее целесообразный процесс, решают проблемы и т.п. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.

Мастер-класс. В современной психолого-педагогической теории и практике термин ”мастер-класс“ используется в следующем значении: современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс - одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов, которая основана на ”практических“ действиях показа и демонстрации решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Дискуссия- Способ организации совместной коллективной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи и нахождение правильного ответа. Дискуссию можно рассматривать и как метод, позволяющий с помощью логических доводов, воздействовать на мнение, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения.  Требования к дискуссии: тема дискуссии объявляется заранее. Участникам необходимо изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе дискуссии каждый имеет право высказывать свою точку зрения. Дискуссия формирует умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему.

Педагогические ситуации - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. Например, ребенок сообщает педагогу, что мама и папа разошлись, и у него теперь будет новый папа. Какой может быть реакция педагога.

Тренинговые занятия.

Выбор формы работы в виде тренинговых занятий связан с тем, что они затрагивают эмоциональную сферу личности, влияют на установки и стереотипы, способны решить поставленные задачи в короткий срок.

Решая задачу пропаганды и внедрения идей инклюзивного образования, ГУО ”Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации“ активно использует в практике проведения методических мероприятий, в том числе и тренинговые занятия с педагогической общественностью.

Эффективны такие формы работы и с родителями. Напомню, что тренинговая работа одна из эффективных форм работы и способствует пониманию родителями факта, что все дети, независимо от особенностей, нуждаются в одних и тех же главных жизненных составляющих (любовь, поддержка, защита, семья, образование и т.д.). Происходит выход за рамки стереотипности представлений об особенностях ребенка. В ходе активного взаимодействия участники приходят к осознанию пользы и препятствий включения их детей в активную жизнь общества.

Технологически тренинг представляет собой целостную систему, включающую комплекс взаимосвязанных упражнений (заданий, текстов, материалов мини-лекций и др.), распределенных по темам. Приступая к отбору содержания тренинга, следует понимать, какие результаты вы планируете получить. Подбор упражнений должен соответствовать концепции тренинга, поставленным целям и планируемым результатам. Последовательность упражнений следует подчинять закономерности формирования знаний и опыта (осознание, обобщение, применение).

В рамках теоретической части можно представить слово специально приглашенным лицам, использовать слайды, видеопрезентации или представлять информацию самостоятельно.

Практическая деятельность может быть упражнением, разбором случая из практики, ролевой игрой. Она должна побуждать участников тренинга к активному включению в работу.

Одной из самых распространенных форм организации деятельности слушателей во время тренинга является работа в группах. Это требует точной инструкции, где отражена цель задания, его содержание, каким образом должен выглядеть результат. Во время выполнения заданий следует следить за работой, подходя к каждой группе, отвечая на возникающие вопросы. Подготовленные группой ответы следует выслушивать полностью, просить дополнений.

В тренинге используется разбор и анализ практических ситуаций. Участникам тренинга предлагается проанализировать представленную информацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения, выбрать лучшее из них и обосновать путь решения. Выполнение может быть как индивидуальным, так и групповым.

Разработка раздаточного материала является очень важным этапом алгоритма разработки тренинга и предполагает соблюдение ряда требований: наглядность, простота восприятия, логическая последовательность изложения.

При составлении тренинга важно продумать обратную связь. В теории тренинга принято выделять два типа обратной связи: позитивный (отмечаются эффективные действия и дается объяснение, почему они удались) и корректирующий (отмечаются неэффективные действия и их причины). Следует помнить о балансе между позитивной и корректирующей обратной связью, так как человек, постоянно получающий корректирующую обратную связь, как правило, эмоционально переживает ситуацию и занимает защитную позицию, что делает обратную связь неэффективной.

Дональд Киркпатрик выделяет несколько уровней оценки результатов тренинга.

Первый уровень – реакция участников, то есть оценка степени удовлетворенности тренингом на основе немедленной обратной связи.

Второй уровень – оценка эффективности тренинга, то есть оценка новизны информации, полученных навыков, а также то, насколько изменились позиции и взгляды участников в желаемую сторону.

Третий уровень – оценка изменений в поведении, то есть применяют ли они полученные на тренинге знания, умения и компетенции в жизни.

В настоящий момент педагоги-психологи ГУО ”Витебский областной центр коррекционно-развивающего  обучения и реабилитации“ с Вашей помощью готовят подборку занятий с элементами тренинга по формированию толерантного отношения  к детям с ОПФР, предупреждение и преодоление профессионального выгорания, которые и планируем представить в скором времени.

Поэтому, только отработав с каждой из вышеперечисленных групп (педагоги, родители, детский коллектив), и имея единомышленников в учреждении образования, которые активно будут включаться в проводимые мероприятия, можно прогнозировать успешность организации совместного обучения и воспитания, а также процесса перехода к инклюзивному учреждению образования.

Литература:

  1. Дернакова Е.Г. Особенности стереотипов в представлениях младших школьников о сверстниках с ОПФР в различных условиях обучения и воспитания / Материалы VI студенческой научно-практической конференции ”Специальное образование: Профессиональный дебют“ 20 марта 2015 года. – Минск, 2015. – С. 3-8. (Науч. руководитель – Чурило Н.В.)
  2. Винникова, Е.А. Организационные и психологические аспекты интегрированного обучения и воспитания / Е.А. Винникова, О.В.Ярошевич // Народная асвета. – №1. – 2013. – С. 28-32.
  3. Интегрированное и инклюзивное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития: учебно-методическое пособие/ В.В.Хитрюк и др.; под ред. Е.А.Лемех.- Мн: БГПУ, 2016. – 144с.
  4. Лемех, Е.А. К вопросу о психологическом сопровождении детей с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования/ Е.А.Лемех, О.Ю.Светлакова // Iнклюзивна освiта: теорiя та практика: начально-методичний посiбник/ [кол.авторiв; за заг.ред. С.П.Мироновоi]. – Кам'янець-Подiльський: Кам'янець-Подiльський нацiональний унiверситет iменi Iвана Огiэнка, 2014. – Ч. 2. – С.135-144.
  5. Липпман, У. Общественное мнение / У. Липман / Пер. с англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М.: Институт Фонда ”Общественное мнение“, – 2004. – 384 с.
  6. Хитрюк В. В. Инклюзивное образование: тренинги в работе с родителями: учебно-методическое пособие / В.В.Хитрюк. – Минск: БГПУ, 2018. – 112 с.

 

Взаимодействие педагогов-психологов центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и учреждения общего среднего образования по обеспечению успешности социализации детей с особенностями психофизического развития

 

Алина Сергеевна Сорокина,

педагог-психолог ГУО ”Средняя школа № 8

 г. Новополоцка“

 

Работаю в ГУО Средняя школа №8 г. Новополоцка, где функционируют один специальный и 12 классов интегрированного обучения и воспитания (29 учеников). Совместное обучение организуется, в том числе и с детьми с интеллектуальной недостаточностью, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, с нарушениями зрения, с тяжелыми нарушениями речи, трудностями в обучении.

Взаимодействие со специалистами ГУО Центр коррекционно- развивающего обучения и  реабилитации  г. Новополоцка, в первую очередь педагогами-психологами, осуществляется на постоянной основе.

Для реализации консультативной и профилактической деятельности мною активно используются материалы, разработанные специалистами ГУО Центр коррекционно- развивающего обучения и  реабилитации  г. Новополоцка (памятки, буклеты, видеоролики, методические разработки).

На основе предлагаемого педагогом-психологом ЦКРОиР практического материала проведены мероприятия с учащимися о понимании себя и окружающих, например: час общения Все мы разные (1-4 класс), занятия с элементами тренинга В поисках толерантность (5-9 класс), В поисках толерантности (10-11 класс).

Анализируя проведенную работу с учащимися классов интегрированного обучения и воспитания, можно отметить, что  учащиеся нашего учреждения образования активно общаются друг с другом, не выделяя детей с ОПФР, помогают им в образовательном процессе, об этом говорит и исследование социометрического статуса. Дети с ОПФР в большинстве имеют статусы принятый и предпочитаемый. Мероприятия, проведенные на тематику социализации повысили процент детей включенных в классный коллектив, учащиеся, имевшие ограниченный круг общения, заняли позицию принятый.

Диагностическое направление также осуществляется во взаимодействии со специалистами ЦКРОиР: подбирается диагностический инструментарий, уточняются особенности его  использования для дальнейшего составления психолого-педагогической характеристики.

Это также дает возможность в дальнейшем определить эффективные формы и методы работы в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Школьная адаптация – один из самых важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Совместно с  педагогом-психологом ЦКРОиР проводим диагностические наблюдения за процессом адаптации учащихся с особенностями в развитии в 1х, 5х, 10х классов. На основе результатов даются рекомендации всем участниками образовательного процесса по взаимодействию с детьми.

Важной составляющей успешной социализации является семья. Работа с семьей — это важное направление в системе психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями в развитии. 

С целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития  детей с ОПФР  проведена психологическая игра с участием детей и их отцов Приключение Буратино  из устного журнала Интерактивные методы по формированию толерантного отношения к детям ОПФР со всеми участниками образовательного процесса.

Организуя профориентационную деятельность с учащимися с ОПФР мной используется кейс, предложенный коллегами  ЦКРОиР, включающий информацию о дальнейшем обучении и иных формах занятости учащихся с ОПФР после окончания школы.

Взаимодействие между нашей школой и ЦКРОиР реализуется в регулярном участии в семинарах, семинарах-практикумах, занятиях, проводимых в ЦКРОиР: Структурное обучение (ТЕАССН), Использование психологических игр, кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОПФР, Профессиональный имидж педагога в современном обществе и  др.

Таким образом, взаимодействие специалистов ГУО Средняя школа №8 г. Новополоцка с ГУО Центр коррекционно- развивающего обучения и  реабилитации  г. Новополоцка  осуществляется на постоянной основе и способствует эффективной социализации детей с особенностями психофизического развития.

 

Взаимодействие педагогов-психологов центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и учреждения общего среднего образования по обеспечению успешности социализации детей с особенностями психофизического развития

 

Светлана Макаровна Рыбчинская,

педагог-психолог ГУО ”Центр коррекционно-развивающего обучения

и реабилитации г.Новополоцка“

 

Одним из важнейших положений реализации личностно-ориентированной модели, положенной в основу развития системы специального образования в Республике Беларусь, является создание благоприятных условий для социального развития ребенка с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР). Главная задача - воспитать ребенка с ОПФР полноправным гражданином, способным по возможности к самостоятельной жизнедеятельности в обществе.

Сущность социализации, осуществляемой в учреждении образования, состоит в том, что человек формируется как член детского коллектива и в дальнейшем – общества в целом. Л.В. Мардакаев в ”Словаре по социальной педагогике“ отмечает, что социализация - процесс приспособления человека к социальным условиям, процесс становления личности, поэтому социализация рассматривается и как процесс, и как результат. Накопление социальных знаний, умений и навыков у учащихся должно идти постепенно, последовательно и систематично. Это, в свою очередь, предполагает разностороннюю, каждодневную (а не эпизодическую) работу с детьми. Обязательным условием так же является практическая направленность получаемых знаний. Только комплексное, разностороннее воздействие на ребенка с первых дней пребывания его в учреждении общего среднего образования может дать ожидаемый результат.

Для успешной социализации детей с ОПФР необходимы следующие условия:

- готовность педагогов к созданию специальных условий обучения и воспитания детей с особенностями в развитии;

- диагностика и коррекционная помощь для выравнивания ”стартовых“ возможностей ребенка;

- проведение мониторинга знаний, норм, ценностей, позволяющих ребенку с ОПФР выполнять общественно заданные функции;

- гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми ОПФР с учетом их особенностей и возможностей;

- обеспечение индивидуализации и интеграции в учебной и социокультурной деятельности, создание условий для коммуникации.

Анализируя вышесказанное, становится очевидной необходимость тесного взаимодействия всех специалистов учреждений образования, оказывающих помощь лицам с ОПФР при осуществлении психолого-педагогического сопровождения, а также налаживание продуктивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Нормативные правовые документы предусматривают координационную роль центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) в системе специального образования, включая в себя взаимообмен информацией, в том числе и с другими учреждениями образования.

На сегодняшний момент в г. Новополоцке из 16 учреждений общего среднего образования в 7 осуществляется реализация образоватеьных программ специального образования и созданы специальные условия для организации интегрированного обучения и воспитания. Поэтому важной и актуальной задачей для специалистов ЦКРОиР является методическая поддержка педагогов системы специального образования. Деятельность педагогов-психологов учреждений общего среднего образования, в свою очередь, направлена на выявление проблем социализации у детей с ОПФР и коррекцию межличностных отношений в классе, если это необходимо. Параллельно с этим проводится большая работа с родителями.

Работа нашего ЦКРОиР предусматривает своевременное выявление проблемного поля процесса социализации у детей с ОПФР и проходит в три этапа – подготовительный, основной и заключительный.

  1. Первый этап – подготовительный, или диагностический.

ЦКРОиР является специальным учреждением образования, которое непосредственно выявляет образовательные потребности детей, анализирует и оценивает эффективность педагогического и коррекционного воздействия, определяет условия, необходимые для достижения ребенком с ОПФР максимально возможного уровня развития, образованности, интеграции в общество. С этой целью проводится психолого-медико-педагогическое обследование детей.

В ЦКРОиР по запросам осуществляется оперативная психолого-педагогическая помощь с выездом в учреждения образования с целью проведения обследования, консультирования и выработки рекомендаций, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в отношении ребенка с ОПФР.

Также в рамках диагностической работы специалисты ЦКРОиР проводят психолого-педагогическое обследование детей с целью выявления детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи.

Выполнение функциональных обязанностей в составе психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) дает мне возможность как педагогу-психологу ЦКРОиР:

- своевременно провести анализ банка данных о детях с ОПФР г. Новополоцка;

- изучить уровень развития психических процессов, мотивационную готовность к школьному обучению, индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка через прослеживание динамики развития;

- определить актуальный уровень развития ребенка и дать психолого-педагогические рекомендации с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- проконсультироваться со специалистами ПМПК и педагогами учреждений образования, работающими с ребенком, и скорректировать дальнейшую работу по решению задач его успешной социализации.

В рамках своей кураторской деятельности я осуществляю посещение учреждений образования с целью проведения совместного диагностического наблюдения за процессом адаптации детей с ОПФР, анкетирования педагогов и родителей.

Особое внимание, на данном этапе, уделяю адаптации детей первых классов, а также при переходе на II ступень общего среднего образования. Вместе с педагогом-психологом учреждения образования мы анализируем полученные данные, выявляем проблемное поле, подбираем формы работы и методический материал.

При необходимости я оказываю помощь педагогам-психологам учреждений образования в работе по профессиональному самоопределению учащихся с ОПФР.

На данном этапе эффективными оказались такие формы работы как семинар и круглый стол. В рамках данных мероприятий я практикую ознакомление педагогов-психологов учреждений общего среднего образования с нормативно-правовым обеспечением интегрированного обучения и воспитания, а также спецификой психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР в условиях образовательной интеграции, что способствует развитию у педагогов умений взаимодействовать, сотрудничать дуг с другом, что, несомненно, положительно сказывается на результатах работы с детьми.

Изучение педагогической практики педагогов-психологов показало мне, что специалисты имеют первичные представления об особенности развития детей с особыми образовательными потребностями и необходимость проведения с ними коррекционной работы. Однако у них вызывает затруднение конкретное ее содержание, направление и перспективы. Вместе со специалистами ПМПК мы раскрыли данную проблему за круглым столом ”Основные направления коррекционной работы для различных категорий учащихся с ОПФР“. Хочется отметить направления, которые больше всего заинтересовали и оказались полезными для педагогов учреждений общего среднего образования: создание адаптивно-адаптирующей образовательной среды для учащихся с ОПФР, использование стереотипий как средство для налаживания контакта с учащимися с РДА, использование кинезиологических упражнений для развития внимания и памяти с учащимися с интеллектуальной недостаточностью.

Задачу по успешной социализации детей с ОПФР считаю целесообразным реализовывать не только через взаимодействие с педагогами-психологами, но и всеми участниками образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования. Из опыта своей работы могу сделать вывод, что школьная адаптация - важный аспект социальной адаптации, поэтому грамотно организованное психолого-педагогическое сопровождение является неотъемлемой частью успешной социализации и интеграции в общество детей с ОПФР. Оптимальный результат при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР достигается только при условии тесного взаимодействия администрации учреждения образования, социально-педагогической и психологической службы, учителей, воспитателей, учителей-дефектологов и родителей детей.

2.Основной этап.

В процессе основного этапа мною совместно с педагогами учреждений общего среднего образования разрабатываются направления работы группы психолого-педагогического сопровождения на основе данных, полученных в результате диагностики.

Анализируя данные, намечаю план работы на учебный год, разрабатываю тематику и вопросы для рассмотрения на методических объединениях. При этом учитываю рекомендации Министерства образования Республики Беларусь, изложенные в инструктивно-методических письмах к началу учебного года и годовые задачи ЦКРОиР. Запланированные мероприятия проводятся на базе нашего ЦКРОиР или в учреждениях образования два-три раза в месяц и планируются в зависимости от контингента педагогов:

- молодые и вновь прибывшие педагоги;

- педагоги-психологи структур интеграции;

- учителя-дефектологи, учителя предметники, классные руководители, воспитатели (сопровождающие);

- другие педагоги структур интегрированного типа.

В своей работе я стараюсь использовать дифференцированный и практико-ориентированный подход, что дает возможность педагогам повышать свою профессиональную компетентность в вопросах адаптации и успешной социализации учащихся, использовании коррекционных методов и приемов работы с учащимися с ОПФР.

Определяя формы проведения методических заседаний (презентации, круглые столы, тренинги, семинары-практикумы, обучающие семинары и т.д.), предлагаю педагогам консультативную помощь в вопросах развития и воспитания детей с ОПФР через постоянно действующий в течение года консультационный пункт. В рамках работы пункта рассматриваются следующие вопросы:

- Ребенок с ОПФР в учреждении общего среднего образования.

- Создание адаптивной образовательной среды в школе и дома для ребенка с ранним детским аутизмом.

- Коррекционно-развивающая работа с учащимися младшего школьного возраста, испытывающими учебные трудности и др.

Эффективными формами работы с педагогами являются устный журнал и методический кейс.

Например, устный журнал ”Интерактивные методы по формированию толерантного отношения к детям с ОПФР со всеми участниками образовательного процесса“ состоял из трех блоков:

1 блок. Цикл практических мероприятий ”Толерантное самосознание педагога - обязательное условие развития инклюзивного образования“ (для педагогов);

2 блок. Педагогическая мастерская ”Город толерантности“ (для учащихся);

3 блок. Тема встречи ”Творческая гостиная вопросов и ответов: ”Каково это - быть другим?“ (для родителей)“.

Не менее востребован был и устный журнал ”Профессиональное самоопределение учащихся с ОПФР“, который включает нормативно-правовые документы, список учреждений профессионального образования в Республике Беларусь для детей с ОПФР, диагностический инструментарий и видеоматериалы.

Не остаются без нашего внимания и учащиеся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). Познавательными и эффективными оказались такие практические занятия, как:

- ”Структурирование пространства и времени как средство взаимопонимания с учащимися с РАС“;

- ”Альтернативная коммуникация как средство взаимодействия с учащимися с РАС“;

- ”Социальные истории, как метод формирования желательного поведения у учащихся с РАС“;

- ”Сенсорная интеграция как метод коррекционной работы с учащимися с РАС“;

- ”Альтернативные коммуникации. PECS-система обмена карточками“.

На занятиях педагоги-психологи познакомились с зарубежным и отечественным опытом работы педагогов с данной категорией учащихся.

Таким образом, взаимодействие педагогов ЦКРОиР и педагогов учреждений общего среднего образования в течение года проходит через различные мероприятия, направленные на успешную социализацию детей с ОПФР. Практические советы и рекомендации специалистов ЦКРОиР доводятся до сведения педагогических коллективов учреждений общего среднего образования через сайт или брошюры.

3.Заключительный этап.

На заключительном этапе я подвожу итоги проведенной за учебный год работы. Анализируя полученные данные, определяю результативность проведенных мероприятий в рамках своей кураторской деятельности для педагогов-психологов, работающих с учащимися с ОПФР. Через анкетирование и беседы с педагогами вносятся предложения на следующий учебный год. Определяем наиболее эффективные формы и методы работы с детьми и педагогическим коллективом учреждения общего среднего образования.

Созданная нами система работы мобильна и при необходимости в нее вносятся изменения и корректировки. Например, специалистами ЦКРОиР проводятся семинары-практикумы для педагогов дополнительного образования города с детьми ОПФР (по запросу Дворца детей и молодежи). Кроме методических объединений и семинаров, в течение года проводится и другая методическая работа не только с педагогами, но и с заместителями директоров по основной деятельности и воспитательной работе. Например, в 2019-2020 учебном году гостеприимно распахнула двери ”Методическая гостиная“. Педагоги, оказывающие психолого-педагогическую помощь детям с ОПФР в учреждениях образования города, осуществили обмен опытом по теме: ”Практические аспекты деятельности педагогов в работе с детьми ОПФР“. Созданная в ЦКРОиР база нормативных правовых документов и методических материалов (электронные и бумажные варианты) позволяет оперативно консультировать педагогов и родителей.

Библиотекарем ЦКРОиР подобраны соответствующие материалы из периодической печати, составлен перечень статей по актуальным темам. Так же специалистами ЦКРОиР проводится работа по пополнению и распространению информационной базы, практическому взаимодействию с учреждениями образования.

Накопленный опыт позволяет говорить о целесообразности работы по успешной социализации детей с ОПФР в учреждениях образования на основе системы или модели взаимодействия, объединяющей усилия педагогов ЦКРОиР и педагогов учреждений общего среднего образования.

Такая совместная работа способствует своевременному обеспечению специальной помощи детям с ОПФР. Собранный и систематизированный методический и практический материал используется и позволяет повышать компетентность педагогов и родителей, воспитывающих детей с ОПФР, что особо важно для их успешной социализации и интеграции в обществе.

Предполагаем, что действующая модель взаимодействия между ЦКРОиР учреждениями образования может использоваться и в других регионах. 

 

Включение ребенка с особенностями психофизического развития

в детский коллектив в условиях инклюзивного образования

 

Ольга Олеговна Стрик,

педагог-психолог ГУО ”Средняя школа № 46

г.Витебска им. И.Х. Баграмяна“

 

Целью инклюзивного образования является ”обеспечение равных возможностей для получения образования всеми обучающимися, включая лиц с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР)“. Оно призвано решать одну из главнейших задач обучения и воспитания детей с ОПФР – их социализацию и интеграцию в общество.

В нашей школе с 2018 года реализуется республиканский экспериментальный проект ”Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР“, в котором в текущем учебном году участвуют четыре класса (2 ”Е“, 3 ”Ж“, 6 ”Г“, 6 ”Д“).

Одним из главных средств социальной интеграции является социализация личности. При этом под социализацией подразумевается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.

Большое внимание администрацией школы уделяется поэтапному созданию и развитию безбарьерной среды. Но гораздо более сложной задачей является формирование инклюзивной культуры у всех участников образовательного процесса, при котором требуется переосмыслить многие процессы и провести целенаправленную работу по формированию инклюзивной толерантности.

Инклюзивные процессы успешно развиваются при условии, когда все педагоги понимают и демонстрируют эффективную практику обучения и воспитания в условиях сотрудничества и взаимоподдержки. Сегодня наша школа является инклюзивным образовательным пространством, где каждый ребенок по-своему уникален своими особенностями и способностями, заслуживает уважения и внимания со стороны окружающих детей и взрослых. Создание дружелюбной среды в школе дает возможность всем детям полноценно общаться со сверстниками, вести интересную, насыщенную событиями и впечатлениями жизнь. Каждому ребенку предоставляется возможность быть включенным в целостный процесс обучения, воспитания, оздоровления, что способствует его самореализации и полноценному развитию. В последующей жизни это позволит взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снизит риски его изоляции.

В свою очередь и родители детей с ОПФР получают позитивные эмоции, что побуждает их к активной жизненной позиции и оптимистичному прогнозу в отношении своего ребенка. На проходящих для них встречах обсуждается ряд проблем, связанных с их внутренними переживаниями и эмоциональной напряженностью, возникающих в процессе воспитания ребенка.

Для эффективной инклюзии все специалисты активно взаимодействуют между собой и с законными представителями детей для определения зоны ближайшего развития ребенка, уточнения индивидуальных образовательных маршрутов, включения его в состав детского коллектива и общую жизнедеятельность в учреждении образования, выстраивания этапов сопровождения ребенка и его родителей.  

Большая роль в экспериментальной деятельности возлагается на педагога-психолога.

Одним из основных направлений деятельности педагога-психолога является диагностика. Основная задача диагностической работы - углубленное психолого-педагогическое изучение возможностей обучающихся для своевременного оказания помощи и поддержки в решении проблем ребенка, преодолении трудностей в обучении и личностном развитии.

Совместно с учителем-дефектологом проводится диагностика развития познавательной сферы ребёнка. При исследовании развития психических процессов я использую следующие методики:

  • восприятия: ”Узнай, кто это“, ”Фигуры Поппельрейтера“, ”Чего не хватает“, ”Восприятие чернильных пятен Роршаха“, тест А. Рея ”Многозначные рисунки“;
  • внимания: ”Запомни и расставь точки“, тест Пьерона-Рузера, ”Пройди через лабиринт“, тест переплетенных линий (модификация теста Рея), цифровая таблица Шульте, ”Запомни и расставь точки“, ”Корректирующая проба“, тест Мюнстерберга;
  • памяти: ”Посмотри, запомни, назови“, ”10 слов“, ”Узнай фигуры“, тест ”Пиктограммы“;
  • мышления: ”Назови одним словом“, ”Исключение лишнего“, ”Простые аналогии“, ”Что сначала, что потом“.

Для исследования внутрисемейных отношений я использую проективную методику ”Моя семья“, для исследования эмоциональной сферы - методику ”Кактус“.

Начиная с первых классов, главной задачей стоит познакомить детей друг с другом, сплотить детский коллектив. Межличностные отношения в детских коллективах исследуются с помощью социометрии.

При этом мною изучаются социометрические статусы детей, коэффициент взаимности и коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями в детском коллективе. Полученные результаты свидетельствуют о полной удовлетворенности детей взаимоотношениями в классе. По результатам двух прошлых лет в экспериментальных классах отсутствовали ”изолированные“ дети, уменьшилось количество ”пренебрегаемых“.

В течение адаптационного периода с учащимися первых классов я провожу развивающие занятия с элементами тренинга.

Для этого в своей работе я использую следующие упражнения:

Упражнение ”Салфетка“.

Каждому учащемуся выдается по одной бумажной салфетке, детям предлагается сложить салфетку пополам, потом еще и еще раз пополам, затем – оторвать один уголок, потом – другой. При этом не показывается, каким образом это надо делать, а дается только словесные указания. Когда дети разворачивают свои салфетки, то видят, что у каждого получилась снежинка. В процессе обсуждения дети размышляют: все ли снежинки одинаковые? Почему они у всех разные? Можно ли в природе увидеть одинаковые снежинки?

В конце упражнения делается вывод: каждый человек уникален и неповторим.

Упражнение ”Поезд“.

Дети из предложенных картинок, выбирают те, которые необходимы для их вагона, в конце собирают поезд.

Упражнение ”Сложи пазл“.

Дети из частей складывают одну картинку. Вывод: мы все части целого – коллектива.

Особенности развития межличностных отношений у учащихся с ОПФР обусловлены недостаточным уровнем развития когнитивных процессов и самоанализа. Зачастую у учащихся отмечаются: сниженная потребность в общении, незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, эмоциональная неустойчивость и др.

Формирование межличностных отношений в классных коллективах проводится мною с учетом следующих задач:

- формирование представлений о дружбе, настоящем и мнимом друге, о толерантности, самооценке, взаимовыручке и культуре поведения;

- развитие умения контролировать свои поступки и поведение в отношении своих сверстников, правильно вести себя в различных социальных ситуациях;

- развитие умения понимать и выражать свое эмоциональное состояние на фоне общего доброжелательного отношения к сверстнику, проявлять по отношению к нему эмпатию.

В своей работе я использую формы работы, способствующие формированию толерантного отношения к детям с инвалидностью и к детям с ОПФР:

  • групповые тематические занятия с элементами тренинга: ”Все мы разные“, ”Мы одна команда“, ”Учитесь дорожить дружбой“, ”Учимся понимать друг друга“, ”Я и мой класс“, ”Учимся дружить“, ”Ковер мира“, ”Один за всех – и все за одного“ и др.;
  • коррекционно-развивающие занятия с элементами тренинга: ”Облака настроения“, ”Шестое чувство“, ”Каждый человек уникален“, ”Мое настроение“, ”Умей радовать себя и других“, ”Деревья-характеры из волшебного леса“, ”Мозаика личности“, ”Я + ТЫ = МЫ“, ”Детские обиды – умей просить прощение“ и др.;
  • часы общения: ”Что значит быть дисциплинированным“, ”Каждый человек хочет быть счастливым, а вы счастливы в школе?“, ”Мы разные, но мы вместе“ и др.;
  • беседы: ”Умей управлять своими эмоциями“, ”Учиться по правилу: делу время, потехе – час!“, ”Я и мои друзья“, ”Мои права и права других“ и др.

Все темы занятий взаимосвязаны. В ходе дискуссий предлагаю детям создать и обсудить свод правил настоящей дружбы; определить уровень самооценки у себя и других; провести анализ и размышление над собственным характером и поведением на временных отрезках прошлого, настоящего и будущего и т.д.

Особая роль в процессе социализации детей с ОПФР отводится семье. В работе с родителями, совместно с заместителем директора по учебной работе и социальным педагогом, с целью содействия установления доверительных и партнерских отношений, формирования позитивного родительства, вовлечения родителей в образовательный процесс организована родительская гостиная ”Обучение успехом“. На заседаниях рассматриваются следующие темы: ”В школу с радостью“, ”В кругу семьи рождается душа“, ”Обучение успехом“, ”Послушание без принуждения или как найти путь к бесконфликтной дисциплине в семье“, ”Кувшин наших эмоций“, ”Создадим условия для успешного обучения“. На такие встречи приглашаются и педагоги, в том числе учителя-дефектологи. В процессе совместного обсуждения проблемных вопросов, которые тревожат родителей, участники встречи с учетом своего жизненного опыта могут общаться друг с другом, обмениваться рекомендациями, тем самым оказывая взаимопомощь. При этом, услышав мнения остальных, многим удается открыть для себя что-то новое, посмотреть на происходящие события другими глазами.

Таким образом, инклюзивное образование должно быть нацелено на принципиально иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются в традиционной системе. Основная задача учреждения образования - открыть всем учащимся возможности максимального включения в социум и функционирования в нем. 

 

Компетентностный подход

команды педагогов учреждения образования ”Средняя школа № 47 г.Витебска имени Е.Ф. Ивановского“ в работе с проблемным поведением ребенка с аутистическими нарушениями.

 

Наталья Викторовна Бабичева,  

учитель-дефектолог

ГУО ”Средняя школа № 47 г.

Витебска имени Е.Ф. Ивановского“

Ольга Вячеславовна Галыня,

воспитатель персонального сопровождения

ГУО ”Средняя школа № 47 г.

Витебска имени Е.Ф. Ивановского“

 

         Сегодня мы представляем часть команды учреждения образования ”Средняя школа № 47 г. Витебска имени Е.Ф. Ивановского“.  Мы расскажем о нашем опыте работы в команде специалистов с ребенком с аутистическими нарушениями по коррекции проблемного поведения. Что получилось и над чем нам еще предстоит работать.

         ГУО ”Средняя школа № 47 г.Витебска имени Е.Ф. Ивановского“ -  это новое, современное учреждение образования со специальными возможностями не только для нормотипичных детей, но и для детей с особенностями психофизического развития.  В этом году школа распахнула свои двери для более двух тысяч учащихся.

         Школа оснащена 2 бассейнами для младшей и старшей школы, библиотекой, двумя столовыми, современными спортивными залами, лифтом для детей-инвалидов, пандусом, геостанцией, современными кабинетами информатики, английского языка, кабинетами труда, актовым залом с современной аппаратурой. 

         Руководство очень внимательно относится к каждому обучающемуся. В школе созданы все условия для обучения и воспитания всех категорий учащихся, в том числе и с особенностями психофизического развития.

          Понимание со стороны руководства школы помогло нам при создании адаптивно-образовательной среды кабинетов учителей-дефектологов.

         Открыты 3 интегрированных класса обучения и воспитания. Организовано обучение на дому шестерым учащимся. На данный момент для 15 обучающихся школы организовано обучение по образовательным программам специального образования для детей с нарушениями психического развития, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения.

         В школе открыт пункт коррекционно-педагогической помощи. В текущем учебном году помощью охвачено 92 учащихся с нарушениями речи.

 На сегодняшний день в школе работают 5 учителей-дефектологов в классах интегрированного обучения и воспитания и в пункте коррекционно-педагогической помощи.

         Педагоги активно занимаются самообразованием, повышением своего педагогического мастерства принимая участие в обучающих курсах, семинарах, тренингах.

         А сейчас я хочу рассказать о нашей работе в школе. В этом учебном году я работаю в 1-м классе интегрированного обучения и воспитания для детей с тяжелыми нарушениями речи и трудностями в обучении. Для одного учащегося с нарушениями аутистического спектра организовано персональное сопровождение.

         Для ребенка в кабинете учителя-дефектолога созданы условия для повседневной и последовательной работы по вхождению учащегося в образовательный процесс и социальную жизнь.

         Оформлено визуальное расписание на неделю. Создана зона для индивидуальной работы с ребенком. Зона для уединения и релаксации ребенка, тактильно-развивающая панель ”Поезд“. Дерево успеха для оценивания достижений за день. Дерево трансформируется в зависимости от времен года. Световой стол для песочной терапии, который мы используем для развития тактильной чувствительности, памяти, внимания, мышления, речи и моторики. Обучаем навыкам общения и сюжетно-ролевой игры. Часы различной конфигурации и временным интервалом, (гелевые, песочные). Дорожка для релаксации, колесо эмоций дня снятия эмоционального напряжения. В туалетной комнате оформлена визуальная последовательность выполнения санитарно-гигиенический действий. В раздевалке, в группе продленного дня обозначено место учащегося.

         Компетентностный подход в нашем учреждении образования, подразумевает слаженную работу специалистов ГППС. Усилия специалистов направлены на адаптацию ребенка к школьному обучению, развитию у него учебных навыков, коммуникации и социального взаимодействия.

         Целью совместной работы является создание комплексной системы, способствующей успешной адаптации, реабилитации и личному росту ребенка в социуме.

         Группа психолого-педагогического сопровождения

  • Руководитель ГППС координирует деятельность и взаимодействие специалистов группы.
  • Педагог-психолог – осуществляет диагностическую и коррекционную работу с обучающимися. Информирует об особенностях детей и помогает нам при установлении контакта, регулирует эмоционально-волевую, поведенческую сферу.
  • Учитель-дефектолог осуществляет коррекционно-образовательный процесс. Развивает психические процессы, коммуникативные навыки на коррекционных и учебных занятиях. Обеспечивает индивидуальный подход к каждому обучающемуся через адаптацию образовательной среды и учебного материала, тесно сотрудничает с законными представителями ребенка.
  • Воспитатели персонального сопровождения создают условия для успешного включения ребенка с РАС в образовательной процесс в учреждении образования. Роль воспитателя персонального сопровождения – быть наставником ребенку, связующим звеном между учителем, сверстниками и родителями. Совместно с учителем-дефектологом участвует в процессе коррекции поведенческих нарушений. Формирует толерантное отношение к детям с РАС в учреждении образования.
  • Воспитатель ГПД способствует созданию в группе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей ребенка. Формирует коммуникативные навыки, навыки социального взаимодействия в группе продленного дня.
  • Классный руководитель привлекает ребенка в проводимые в классе и школе организационно-воспитательные мероприятия, включает в социальное взаимодействие в коллективе.
  • Учитель музыки занимается формированием культурной и эмоциональной грамотности ребенка на уроках музыки. Именно на этого человека возложена обязанность формировать музыкальные вкусы и интересы ребенка с аутистическими нарушениями.

         Безусловно, каждый из команды педагогов работает в контакте друг с другом, с родителями информируя об успехах ребенка, консультируют о способах взаимодействия с ребенком, об особенностях общения дома.

         Общими усилиями педагогов, родителей и учителей-дефектологов в школе создается благоприятная для детей среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных возможностей, не испытывая дискомфорта от пребывания среди успевающих сверстников.

         В настоящее время значительно возросло количество детей с аутистическими нарушениями. До сих пор нет однозначных научных данных, объясняющих происхождение аутизма.

         В этом году мы столкнулись с особенным ребенком. У Никиты развитое визуальное восприятие, хорошая зрительная память, осваивает навык глобального чтения, выкладывает слова из букв. Ребенок не агрессивен. На практике может механически применять шаблоны. Однако мальчик испытывает трудности в коммуникации, не стремится к общению с детьми и взрослыми. Мотивация к учебной деятельности отсутствует. Наблюдаются проблемы в поведении. Речь эхолалична.

          Ребенок с аутистическими нарушениями испытывает сенсорные перегрузки, он не знает, как с этим справляться и вследствие этого может возникнуть нежелательное поведение. Наша задача состоит в том, чтобы его предотвратить и не допускать проявления в школе, научить ребенка справляться с этими эмоциями в самостоятельной жизни.

         Нежелательное поведение – широкий спектр разнообразных действий, но суть всегда одна – негативная реакция на какое-либо внешнее воздействие.

         Так что же такое проблемное поведение у ребенка с РАС?  И в чем заключается коррекция этого поведения?

         Виды проблемного поведения, которые могут встречаться у ребенка.

         Проблемное поведение может проявляться в различных видах деятельности ребенка. Посмотрите фрагмент видео, в котором вы увидите проявления проблемного поведения.

         У Никиты ярко проявлялось проблемное поведение в учебной деятельности. Изначально он бегал по классу, вокализировал не садился за парту. На данный момент ребенок сидит за партой некоторое время, конечно готовность к учебной деятельности отсутствует, но определенные успехи есть. Никита выходит к доске по моей просьбе, выполняет простые поручения, появилась фраза, состоящая из 3х-4х слов, в сентябре фразы не было и речи как таковой. Работает в прописях чаще рука в руке.

         В социальной ситуации отказывался самостоятельно мыть руки, ходить в туалет. Отсутствовали элементарные навыки самообслуживания. Сейчас благодаря социальным историям, визуальному расписанию и коммуникативным карточкам ребенок научился проситься выйти в туалет, самостоятельно моет руки выполняя последовательность. Учится смотреть в глаза, здороваться и прощаться с опорой на карточки и с помощью воспитателя.

         Проявления проблемного поведения можно заметить при проявлении особых ощущений. Например, в новом для ребенка помещении (ГПД, музыкальный зал, спортзал, столовая). В столовой не садился за стол, убегал от педагогов. Теперь ребенок знает свое место, относит тарелку самостоятельно и говорит спасибо, конечно делает это все механически, но научился применять шаблон в конкретной ситуации. Остается проблема как научить его самостоятельно держать ложку и самому принимать пищу. В ГПД в основном прыгал по кровати, не ложился, вокализировал, тяжело адаптировался.  Месяц лежал под своим пледом, после каникул первый раз уснул.

         Самое главное, что ребенок научился общаться с родителями, не в той степени как хотелось. Мама говорит, что он дома воспроизводит все, что происходит с ним за день в школе. Проблемное поведение постепенно уменьшается и выражено не так как было в начале учебного года.

На слайде представлены методы коррекции нежелательного поведения, которые мы применяем на практике.

         Каждый ребенок с аутизмом по-разному реагирует на различные ситуации, имеет разный уровень навыков, разный сенсорный, коммуникативный и социальный профиль, так что нет какой-то одной стратегии, которая поможет при нервных срывах любого ребенка.

         Стратегии того, как можно справиться с нежелательным поведением, сводятся к позитивной поведенческой поддержке и развитию альтернативного поведения.

  • Что же можно сделать с проблемным поведением в условиях школы? С чего начинать свою работу по коррекции проблемного поведения?
  • Прежде всего, необходимо определить с каким видом проблемного поведения мы имеем дело.
  • Затем понять, почему ребенок себя так ведет (Избегание требований, нет доступа к желаемым предметам, требует чужого внимания, хочет удовлетворить сенсорную потребность) таким образом выдвигается гипотеза.
  • Для предотвращения нежелательного поведения ребенку необходимо предоставить выбор. Что он будет сначала, а что потом. Можно использовать визуальные подсказки о переменах (таймер, песочные часы, часы с шариками). Так мы готовим ребенка к переходу. Сначала даем инструкцию, которую он точно выполнит, а потом даем инструкцию к переходу к следующему занятию. И следим за тем, чтобы ребенок всегда знал, когда произойдет смена занятий.
  • Поведение не происходит просто так. Функция есть у любого поведения. Мы учим ребенка, как можно реагировать на ситуации более уместным образом. Обучаем альтернативному поведению, выполняющему такую же функцию, и умению лучше переносить эту ситуацию.

         Посмотрите фрагмент работы с визуальным расписанием и визуальной папки ребенка с которой мы изначально начали свою работу.

         Все это помогает ребенку осознавать, что его ждет, и чего от него ждут. Такие стратегии создают для ребенка предсказуемость и ощущение контроля над ситуацией, что уменьшает его тревожность.

         Визуальное расписание, это первое с чего мы начали свою работу. Прежде всего мы определили цели, каким образом будет служить это визуальное расписание. Мы начали его использовать как визуальную инструкцию для выполнения определенных действий, как подсказку для формирования самостоятельного навыка и как способ коррекции нежелательного поведения).

         При этом мы использовали поощрения (жетоны), чтобы сформировать навык следованию визуальному расписанию. Перед началом урока, с помощью карточек воспитатель выкладывал последовательность того, чем предстоит заняться, как себя вести на уроке, каким правилам следовать.

         Однако, визуальное расписание не обладает магическими свойствами и без дополнительных усилий оно не действует, требуется неоднократное повторение, использование поощрений за спокойное поведение.

         На наш взгляд, проявление нежелательного поведения ребенка говорит об отсутствии умения ждать, отсутствии способа сообщить о своих желаниях, незнании того, какое поведение ожидается в той или иной ситуации, неумении успокаивать самого себя. Важно искать возможности для развития таких навыков у ребенка и помогать ему быть успешным. Тем не менее, над этими навыками важно работать каждый день, а не тогда, когда ребенок не справляется.

         Для начала мы попросили родителей провести оценку предпочтений ребенка дома и вне его. Учли, насколько мотивирующими являются предметы или занятия, разделили то, что нравится ребенку, и то, в чем он нуждается. После этого мы начали обучать Никиту умению попросить желаемый предмет – это, на наш взгляд, критически важный и основополагающий навык коммуникации.  Посмотрите фрагмент обучению просьбам ребенка. Материалы рабочие, за кадром могут быть слышны другие дети.

         Сейчас осветим отдельные проблемы, с которыми мы сталкиваемся и учимся корректировать.

         Никита хочет играть достать коробку с буквами, но она стоит в недоступном месте.

         Потенциальное решение проблемы – Научить Никиту жесту и слову «Попроси», подсказывать верную фразу: ”Дай буквы!“, чтобы попросить игру. Не стоит пытаться обучать новому навыку, пока ребенок кричит. Лучше отдельно смоделировать эту ситуацию в спокойной обстановке так как во время истерики или поведенческого срыва трудно обучать новому навыку.

         Часто возникает проблема на уроке письма. Посмотрите фрагмент видео нежелательного поведения на уроке письма. Здесь мы только начали вводить карточку ”Можно отдохнуть“.

         Просьба о перерыве. Все мы были в ситуации, когда требования слишком высоки, или мы слишком устали из-за продолжительного выполнения задачи. В таких случаях просьба о небольшом перерыве, чтобы прийти в себя, совершенно уместна. Просьба о перерыве эффективно приводит к избеганию или предотвращению определенных событий социально приемлемым образом. Сейчас, в некоторых случаях мы научились «считывать», когда Никите нужен перерыв. Также он нуждается в способе самостоятельно и спокойно попросить о перерыве. Как и в случае с обучением просьбам о помощи, ключ в том, чтобы ребенок начал просить о перерыве до появления проблемного поведения.

         Потенциальное решение проблемы –  Научить Никиту использовать карточку ”Перерыв“, когда у него возникает перегрузка от ситуации, говорить: ”Мне нужно отдохнуть“ или ”Можно выйти“ когда он уже проработал 10 минут, но еще не вскочил и не начал кричать. Возможность уйти в нейтральное место.

         При обучении этому навыку мы стараемся создавать возможность попросить перерыв до того, как ребенок дойдет до ”точки кипения“. После того как начался поведенческий взрыв, спокойно просить перерыв уже поздно.

         Сокращение времени занятия. Если ребенок может справиться с 5 минутами задания, но не с 10, продлеваем работу до 7 или 8 минут и только потом пробуем до 10 минут работы.

         Можно предоставить ребенку возможность выбрать из двух вариантов, что он будет делать потом, когда выполнит задание.

         Обучение альтернативному поведению

  • Доступ к перерыву
  • Упрощение задания

         При обучении альтернативному поведению необходимо ребенку обеспечить доступ к перерыву и упростить задание. Старое поведение можно заменить на новое, только если оно требует столько же (или меньше) усилий и приводит к такому же (или лучшему) результату.

Как обеспечить доступ к перерыву?

         Ситуация: в начале урока Никита пытается убежать из-за парты. Мы познакомили его с символом (карточка ”Стоп“ ”Не кричи“, ”Говори спокойно“), с помощью которой он понимает, что не следует кричать, а можно попросить перерыв. Поначалу мы отпускали его на перерыв каждый раз, когда он правильно использовал сигнал, затем предоставляли перерыв только после выполнения одного задания, например, по математике, потом количество заданий увеличивалось. После каникул в визуальное расписание Никиты мы ввели карточку ”Можно отдохнуть“ Это позволит ему в дальнейшем, получать перерывы безопасным и уместным способом, не прерывая урок.

         Как можно упростить задание?

         Ситуация: в столовой, ребенок отталкивает тарелку от себя, после чего она оказывается в центре стола, если не на полу. Мы ввели карточку ”Не хочу“ и научили его относить тарелку на стол для грязной посуды. Для начала он с нашей помощью (рука в руке) относил только вилку. Потом мы добавляли все новые и новые предметы до тех пор, пока он не начал правильно и самостоятельно выполнять все действия.

         Другой вариант, можно научить ребенка использовать символ или сигнал, чтобы выйти из-за стола, или можно научить его говорить: ”Я могу идти? “.

          Проблема: Ребенок кричит каждый раз, когда он не хочет что-то делать, в этом случае мы научили его так или иначе сообщать ”нет“, ”не хочу“ или ”мне нужен перерыв“.

         Посмотрите фрагмент видео, в котором мы обучаем Никиту делать выбор, отвечая ”Да“ или ”Нет“.

         В группе продленного дня процесс адаптации протекал очень медленно и тяжело. Одной из возможных функций поведения было избегание требований.

         Потенциальное решение данной проблемы.

         Из дома мама принесла плед и любимую мягкую игрушку Никиты. Постепенно мы увеличивали требования на кровати (стоял, присаживался на корточки, сидел самостоятельно на кровати, прикладывался к подушке, лег на кровать, укрывшись пледом) и поощряли действия Никиты, и он постепенно научился использовать это время для отдыха во время пребывания в группе продленного дня.

         Посмотрите фрагмент видео родителей Никиты.

         На сегодняшний день в Республике Беларусь система специального образования позволяет обеспечить доступность образования и получение необходимой помощи для обучающихся с особыми образовательными потребностями в том числе и с аутистическими нарушениями. Современная жизнь диктует нам новые современные правила и требования для каждого из нас. Каждый ребенок имеет право обучаться в школе. Конечно, это зависит от работы всей команды специалистов, начиная от руководства школы, всего педагогического состава и с активным включением законных представителей обучающихся. Проблема аутизма является многофакторной, сложной и чрезвычайно актуальной. В системе образования для детей с аутизмом и их семей перемены только начинаются. Важно точно знать и принимать тот факт, что даже в самых тяжёлых случаях упорная коррекционная работа и тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса всегда дает положительную динамику.

         Свое выступление хотим закончить словами:

         ”В одиночку можно сделать так мало; вместе можно сделать так много!“

 

Использование возможностей веб-сайта для повышения эффективности деятельности педагога-психолога.

 

Остапко Наталья Викторовна,

педагог-психолог

ГУО ”Витебский городской центр

 коррекционно-развивающего

обучения и реабилитации”

 

XXI век - это век информационных технологий. Информационно-коммуникативные технологии пронизывают все сферы нашей жизни. Сегодня нельзя представить и образование без компьютера и интернета.

По данным социологического опроса более 78% людей Республики Беларусь используют интернет для интерактивного общения в социальных сетях. Наиболее популярной целью использования интернета среди жителей является поиск информации - 93,1% из них входят в сеть именно с этой целью.

Используются возможности ресурсов интернета и для оказания психологической помощи, преимущественно профилактического и просветительского характера.

Можно выделить несколько причин востребованности подобного вида психологических услуг:

  1. Очень многие люди выбрали интернет как основной способ коммуникации. Они предпочитают интернет телевизору, телефону. Они делают покупки через интернет, читают новости с информационных лент, выполняют работу.

Поэтому сформировалась целевая группа, которая при появлении любого рода психологических проблем будет искать помощи именно в интернете и нигде больше.

  1. Безопасность – основная причина популярности помощи психолога офлайн. Этой помощью можно воспользоваться, а можно и забыть. Кроме всего прочего, среди положительных моментов интернет-психологической помощи можно отметить экономию времени, а также удобство получения психологической помощи. Очень многие пользователи интернета предпочитают искать и получать различные услуги, ”не выходя из сети”.
  2. Интернет дает психологу широкие возможности для самопрезентации, - а это значит, что потенциальный клиент заочно может познакомиться с психологом, узнать о нем больше, почитать его статьи, вникнуть в стиль и манеру его работы. Это позволяет выбирать ”своего” специалиста, чего в офлайне он, как правило, лишен.

Интернет дает возможность психологу расширить поле своей профессиональной деятельности. Кроме того, подталкивает его к постоянной работе в области самосовершенствования и самообразования.

В работе педагогов-психологов ГУО ”Витебский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации“ (далее – центр) психологическое просвещение и консультирование являются одними из основных направлений деятельности.

К специалистам нашего центра обращаются за консультациями по различным вопросам: от раскрытия особенностей эмоционально-волевой и поведенческой сфер детей разного возраста до вопросов осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями в развитии в условиях интегрированного обучения и воспитания.

Психологическое просвещение и консультирование осуществляется ежегодно в соответствии с годовым планом педагога-психолога, планом социально-педагогической и психологической службы на год, планами методических объединений педагогов-психологов, планом работы родительского клуба, однако недостаточно широко, как хотелось. С созданием сайта появляются новые возможности для его посетителей. Посредством сайта легче донести просветительскую информацию до большего количества целевых групп.

Именно этими особенностями и обусловлен перенос акцентов в деятельности педагога-психолога на осуществление таких мероприятий как дистанционное психологическое просвещение и консультирование.

Нам представилось целесообразным использование современных интернет-технологий для организации консультативной и просветительской помощи участникам образовательного процесса. И в 2017 году возникла идея создания сайта ”Служба психологической помощи” нашего центра.

Целью проекта явилось создание и организация работы данного ресурса для улучшения качества жизни и оказываемой помощи детям, их семьям и педагогам.

Перед собой мы ставили следующие задачи:

  1. Наполнить сайт информацией, необходимой для методической, консультативной, просветительской поддержки детей, родителей и педагогов.
  2. Разнообразить формы оказания консультативной и просветительской помощи.
  3. Привлечь и расширить целевую аудиторию сайта ”Служба психологической помощи” нашего учреждения образования.

После заседания творческой группы педагогов-психологов определились с кругом аудитории сайта.

Целевые группы:

 - родители детей с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР);

 - родители, заинтересованные в развитии своих детей;

 - педагоги  учреждений образования, осуществляющие процесс сопровождения детей с ОПФР, в первую очередь педагоги-психологи;

 - подростки.

Отлично зная проблемное поле всех субъектов взаимодействия, мы смогли продумать необходимую тематику именно для этой категории посетителей сайта - представить собственные практические разработки, обобщенный опыт своей работы и других специалистов в этой сфере деятельности.

Для формирования у клиента представлений о профессиональном уровне педагога-психолога мы оформили на сайте четкую, понятную информацию о коллегах, включая образование, стаж работы, квалификационную категорию, круг профессиональных интересов (в работе над какими проблемами он специализируется).

Для распространения информации о сайте мы проводили всевозможные мероприятия по его презентации. С этой целью в рамках проектной деятельности педагогов-психологов по созданию и функционированию сайта ”Служба психологической помощи” нашегоцентра был намечен и проведен ряд мероприятий:

  • информирование общественности о сайте, выступление перед общественностью, создание буклетов;
  • раздача визиток, презентация сайта перед родителями детей нашего учреждения образования во время проведения ”Семейной гостиной”,
  • презентация сайта на педагогическом совете перед педагогами центра;
  • выступления на всевозможных методических объединениях города с раздачей визиток;
  • рассылка электронного письма о начале функционирования сайта руководителям дошкольного, общего среднего и специального образования; методистам отделов по образованию, курирующим вопросы специального образования, организации работы педагогов-психологов; руководителям высших учебных заведений, руководителям учреждений здравоохранений (детских поликлиник);
  • распространение буклетов с информацией о начале функционирования сайта и с информационным наполнением последнего в учреждения образования города.

На протяжении всего этого времени мы проводили мероприятия по сопровождению сайта (пополнению новой информацией, событиями, новыми темами, консультациями).

На следующем слайде презентации представлен перечень некоторых статей и публикаций. Мы решили созданный сайт психологической помощи наполнять преимущественно материалами просветительского характера. Основными требованиями при подготовке статей при этом выступили критерии: ясность, актуальность, доступность информации, ее практическая ориентированность. В настоящий момент на сайте около 100 статей.

Реализация консультативной деятельности осуществляется нами посредством электронной почты. Нами были выбраны консультации по электронной почте из всех видов консультаций в силу такого преимущества – они дает возможность клиенту продумать все, что он хотел бы спросить, не торопясь сформулировать свои мысли, заниматься этим в удобное для него время. Психолог-консультант также имеет возможность продумать внимательный, развернутый ответ. Сроки предоставления ответа при этом оговариваются заранее.

Для клиентов возможность выражать их чувства и мысли в то время, которое они выберут - особенно во время личного дистресса - а не в периоды заранее оговоренных встреч с консультантом являются важным преимуществом. Возможность перечитать послания консультанта так часто, как они того желают и в любое время также важна. Возможности человека рефлексировать, ассоциировать, размышлять, вспоминать, и процесс, позволяющий эти действия между обменами электронной почтой, является вкладом к психологически желательным рефлексивным процессам. Кроме того, возможность вернуться и сравнить записи - собственные записи клиентов и их консультантов - является очень полезной в течение терапевтического процесса. В дополнении к этому, простое прикрепление других документов к электронным письмам, включающее рисунки и ссылки, возможно, делает взаимодействие по электронной почте более эффективным, чем простой разговор. Для консультантов взаимодействие по электронной почте дает возможность отправлять сообщения клиентам в то время, которое они сами выбирают и удобное им, предоставляет больше возможностей для анализа, сравнения, вспоминания (например, предыдущих посланий), использования цитат.

Эти принципы характеризуют Интернет-консультирование и делают его уникальным и отличным от любой предыдущей практики психологических интервенций. Однако отмечу, что дистанционная форма не претендует на то, чтобы заменить реальную работу педагога-психолога с детьми, педагогами, родителями. Она дополняет ее через выстраивание опосредованного взаимодействия педагога-психолога с целевыми группами.

Консультирование по электронной почте, как и психологическое просвещение и консультирование через интернет, в основном базируется на текстовой коммуникации. Письмо, текст могут часто быть исцеляющими уже сами по себе и могут не требовать продолжения сессии психологической помощи. Все вышеперечисленное делает психологическую помощь посредством интернета уникальной и отличной от других психологических практик, но тем не менее не уступающей им по эффективности.

Однако мы оговариваем, что педагог-психолог имеет право оказывать лишь такие услуги посетителям сайта, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения. При проблеме, выходящей за рамки компетенции педагога-консультанта, специалист может перенаправить клиента на телефон ”Доверия“. При необходимости индивидуальное консультирование по электронной почте может быть направлено на то, чтобы подвести посетителя сайта к мысли об обращении на очную консультацию.

Нами была проведена оценка эффективности и востребованности содержательной стороны сайта. Так, при оценивании и контроле статистики посещений за год общее время посещения сайта оказалось 8 часов 58 минут 53 посетителями. Было осуществлено более 950 просмотров информации. При анализе посещаемости страниц было выявлено следующее:

  • статьи педагогов-психологов – 138 просмотров,
  • методические материалы по интегрированному обучению и воспитанию, имеющие направляющую помощь и разработанные командой специалистов психологической помощи, - 102 просмотра;
  • документация по интегрированному обучению и воспитанию - 67 просмотров.

Указанный анализ подтверждает достаточно высокую востребованность сайта ”Служба психологической помощи” городского центра у различной целевой аудитории.

В перспективе, возможно проведение и других дистанционных форм работы с сайта ”Служба психологической помощи” нашего городского центра - это проведение обучающих вебинаров по актуальной тематике, форумов.

И в заключение, хотелось бы порекомендовать учреждениям образования, опорным по организации интегрированного обучения и воспитания, а также центрам коррекционно-развивающего обучения и реабилитации активно использовать современные интернет-технологии для оказания психологической помощи всем участникам образовательного процесса.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Практическая психология. /Г.С.Абрамова. - М.: Академический проект, 2001. — 480 с.

2.Жичкина А., Белинская Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. Опубликовано 14.02.1999г. на НЦр://Яоа15Еоп.ги/агЕ1с!е5/пеЕр5у/раае/2

3.Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. Опубликовано 14.02.1999г. на НЦр://Яоа15Еоп.ги/агЕ1с!е5/пеЕр5у/раае/2

  1. Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации /О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 638 с.

 

Рекомендации областного семинара-практикума

Повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях инклюзивного образования“

 

Государственное учреждение образования ”Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации“ 14 января 2021 года в режиме онлайн провело областной семинар-практикум ”Повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях инклюзивного образования“ (далее – семинар-практикум).

В работе семинара-практикума приняли участие педагоги-психологи центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР), учреждений общего среднего образования, опорных по организации интегрированного обучения и воспитания.

Участники семинара-практикума познакомились с существующими подходами по формированию инклюзивной культуры у участников образовательного процесса через интерактивные формы работы. Педагоги-психологи имели возможность принять участие в практических упражнениях, которые можно использовать в собственной деятельности при проведении мероприятий.

Участникам была представлена модель организации взаимодействия педагогов-психологов ЦКРОиР и учреждений общего среднего образования г. Новополоцка по обеспечению успешности социализации детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР). На семинаре-практикуме много внимания уделялось командному подходу в организации педагогического взаимодействия. Педагоги-психологи познакомились с опытом работы с проблемным поведением ребенка с ОПФР педагогов ГУО ”Средняя школа № 47 г. Витебска им. Е.Ф. Ивановского“.

В условиях формирования инклюзивного образовательного пространства учреждения образования важным является решение вопросов включения детей с ОПФР в учебную деятельность, детский коллектив, социум. Опытом реализации данных задач в рамках экспериментальной деятельности поделилась Стрик О.О., педагог-психолог ГУО ”Средняя школа № 46 г. Витебска им. И.Х. Баграмяна“.

Педагоги ГУО ”Витебский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации“, познакомили участников семинара-практикума с возможностями использования веб-сайта для проведения консультативной и просветительской деятельности.

 

По результатам семинара-практикума рекомендовано:

  1. Активизировать деятельность педагогов-психологов по использованию интерактивных форм работы для формирования инклюзивной культуры у участников образовательного процесса с учетом существующих подходов.

Срок исполнения - постоянно.

  1. Использовать возможности веб-сайтов учреждений образования как дополнительного ресурса организации помощи участникам образовательного процесса для проведения консультативной и просветительской деятельности.

Срок исполнения - постоянно.

  1. Обеспечить качество реализации принципов преемственности и командного подхода в социализации и организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР.

Срок исполнения - постоянно.

  1. Систематизировать материалы по использованию занятий с элементами тренинга.

       Срок исполнения – до 01.03.2021 г.

5.Разработать педагогические ситуации (по формированию инклюзивной толерантности) для использования в практической деятельности при проведении интерактивных мероприятий с педагогами.

Срок исполнения – до 01.03.2021 г.

Яндекс.Метрика