Брошюра "Школа, открытая для всех"

В Витебской области  9410 детей с особенностями психофизического развития  школьного возраста. Большинство из них ходит в общеобразовательную школу. Дети с тяжелыми нарушениями развития учатся в специальных школах и школах-интернатах, получают образование в соответствии с состоянием здоровья на дому.

     Интегрированное образование сейчас является одним из приоритетов социальной политики демократических стран и Республики Беларусь.

    В Конвенции ООН о правах ребенка декларируется , что право людей с особенностями психофизического развития на интеграцию в общество является основным принципом международных стандартов в области прав человека, и совместное образование—это основа общественной интеграции.

     Организация обучения детей с особенностями психофизического развития в обычных школах требует определенных знаний и усилий. Кроме того, по отношению к детям – инвалидам , детям с ОПФР все еще существует негативное отношение со стороны других людей, а также стереотипы и заблуждения по поводу возможностей этих детей: что они могут ,а чего нет.

     Мы адресуем эти рекомендации педагогам школ и других учреждений образования , в которых есть такие дети. Мы хотим , чтобы педагоги смогли преодолеть свои предубеждения по отношению к детям с особыми образовательными потребностями и их способностям. Ведь именно педагог способен  воспитать будущее поколение в духе толерантного отношения к «непохожему»,  воспринимать каждого ребенка с ОПФР как личность.

    В этой брошюре будут даны рекомендации, приемы, методы работы с детьми с ОПФР, а также пойдет речь об этичном и корректном обращении с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии.

    Мы обращаем ваше внимание на то ,что эта брошюра –не справочник и не учебное пособие  и не даст вам ответы на все вопросы , которые могут возникнуть , если в классе есть ребенок , имеющий ту или иную форму нарушения развития.     Все возникающие вопросы можно и нужно решать вместе с семьей, родителями, сообща.

 

Брошюра подготовлена

специалистами Витебского государственного ЦКРОиР в 2006году.

 

Общие  рекомендации

педагогам, работающим с детьми

с особенностями психофизического развития

 

  1. Организацию образовательного пространства осуществлять с учётом особенностей психофизического развития ребенка, гуманного к нему отношения.
  2. Образовательный процесс осуществлять на основе программ и учебных пособий, используя разнообразные средства и методы обучения, с учётом специфика индивидуальных особенностей ребенка.
  3. Осуществлять коррекционно-развивающую направленность урока: развитие личностных качеств и коррекцию нарушений ребенка.
  4. Дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения в зависимости от степени выраженности нарушения.
  5. Использовать различные виды коммуникативной деятельности (жест, символ, знак, слово).
  6. Осуществлять обучение на полисенсорной основе с предоставлением условий для наглядно-практической деятельности.
  7. Использовать как традиционные, так и специфические приёмы и средства активизации познавательной деятельности (музыкальные и изобразительные средства, театрализовано-игровую деятельность).
  8. Обеспечивать доступность формируемых знаний с учетом познавательных возможностей ребенка.
  9. Для формирования у ребенка понимания цели поступаемой информации, разъяснять назначение и пользу изучаемого материала.
  10. В процессе обучения использовать межпредметные связи, материалы из различных сфер жизнедеятельности.
  11. Учитывать индивидуальный темп работы, темп обучаемости ребенка.
  12. Отдавать предпочтение индуктивному пути познания (от частного к общему).
  13. Способствовать формированию компенсаторных способностей ребенка, развитию личности.
  14. Применять гуманистические приёмы обучения (не перебивать, не проявлять неприятия, гнева, не навязывать свою точку зрения, оказывать поддержку).
  15. Создавать ситуацию успеха во всех видах деятельности, с учётом потенциальных возможностей ребенка.
  16. Стимулировать рефлексивную деятельность учащихся (ребенка).
  17. Поощрять индивидуальные учебные достижения ребенка.
  18. Продуманно адаптировать и применять педагогические и психологические технологии, направленные на осуществление коррекционно-развивающего обучения.
  19. Изучаемый материал делить на части , обращаться к повторению ранее изученного.

 

Приёмы, способы и направления работы с детьми

с особенностями в развитии.

 

  1. Определять правила, тип задачи, на которые опирается данное упражнение, задание.
  2. Дополнять задание конкретным рисунком, схемой, планом выполнения.
  3. Записывать условия задачи в виде условных знаков.
  4. Указать алгоритм решения, выполнения упражнений.
  5. Определить или даже привести аналогичную задачу, которую решали раньше.
  6. Объяснить ход выполнения подобного задания.
  7. Предложить выполнить вспомогательное задание, которое наводит на решение основного вопроса задания.
  8. Наводить на поиск решения с помощью ассоциаций.
  9. Расчленять сложную задачу на ряд элементарных.
  10. Ставить наводящий вопрос.
  11. Повторно объяснять инструкцию.
  12. Многократно повторять способ выполнения задания или действия, перечитывать инструкцию, условие задачи.
  13. Изменять условия работы на уроке.
  14. Переключать учащихся на практическую деятельность с предметами, на другие задания, которые поддерживают интерес к работе, укрепляют веру ребёнка в свои силы.
  15. Уменьшать объем материала по темам, не имеющим чисто практической направленности.
  16. Увеличивать время изучения одних тем за счет уменьшения времени на изучение других тем, которые не имеют практического применения.
  17. Исключать темы сложные для восприятия, допускать обзорное изучение отдельных тем. Адаптировать условия задач, согласно уровню развития детей.
  18. Адаптировать теоретический материал, дополнительно объяснять новые термины учебной темы.
  19. Предупреждать возможность ошибок в действиях учащихся, указывать на ошибки в работах.
  20. Поощрять за малейший успех, с целью развития у ребёнка уверенности в своих силах.
  21. Не переходить к новому материалу, пока не усвоен прежний материал.
  22. Повторно возвращаться к пройденному.
  23. Практически готовить к усвоению нового материала (объяснению новых тем).

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

по работе со слабоуспевающими учениками и детьми,

имеющими  особенности  психофизического развития

 

  1. При опросе школьникам  дается примерный  план ответа,  разрешается  больше времени готовиться к ответу у доски, делать предваритель­ные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
  2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие после­довательно излагать материал.
  3. При опросе и  анализе его результатов обеспечивается ат­мосфера благожелательности, т.е.  создаётся   ситуация  успеха.
  4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уро­ков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
  5. В процессе изучения нового материала внимание  ученика  концентрируется на наиболее важных и сложных раз­делах изучаемой темы, учитель чаше обращается к нему с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает его в качестве помощника при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы ученика  при затруднениях в ус­воении нового материала.
  6. В ходе самостоятельной работы на уроке  школь­нику даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых им  при ответах или в письменных работах: отмечают­ся положительные моменты в его работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным раз­витием самостоятельности в учении.
  7. При организации домашней работы для   школь­ника  подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домаш­них заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необ­ходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегруз­ки ученика.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

по работе с агрессивными детьми

 

  1. Помните, что агрессивный ребёнок часто бывает вооружён.
  2.  Помните, что агрессивные дети мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
  1. Такие дети перед сильными людьми проявляют  элементы раболепия, со слабыми - агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не давать себе обижаться  на ребёнка по мело­чам.
  2. Никогда не позволяйте себе оскорбить его, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова — это не даст ему права оскорб­ить Вас и не демонстрировать в своём  поведении все, на что он  способе­н.
  3. Общайтесь с агрессивным ребёнком на равных, но не впадайте в зависимость от него. Лучше сохранять в общении определённую дистанцию.
  4. Нельзя угрожать и шантажировать ребёнка , т. к. в какой-момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
  5. Не боритесь с ним открыто, т. к. это усугубит ваши отношения. Следует учитывать особенности   ребёнка, его  бурные протестные  реакции.
  6. Останавливайте негативные поступки  спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов. «Воинственность» ребенка можно успокоить только своим спокойствием.
  7. Обсуждайте поведение агрессивного ребёнка  только после  его успокоения.
  8. В спокойной беседе с ребёнком  выясните, по какой причине  возникает  у ребёнка агрессивное поведение и каково возможное мирное решение проблемы:  « …, ты расстроился, потому что  ... . Ты можешь переживать, не имея права обижать других. Что нужно сде­лать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.
  9. Найти повод похвалить его, особенно спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
  10. Необходимо, чтобы такому ребёнку поручались какие-то школьные дела, и он чувствовал  бы  за них ответственность. 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

по работе с застенчивыми детьми

 

Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте — ипохондрия — боязнь  за свое здоровье и здоровье родных. Появляются на­вязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Такому ребёнку  важно, как  он выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испы­тывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Застенчивые дети  склонны к  СУИЦИДУ (самоуничтожение).

  1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
  2. Не включать ребёнка в деятельность во время недомогания или игры в болезнь, давать работу, когда здоров.
  3. Включать в посильные общественные дела.
  4. Поощрять самостоятельность.
  5. Стимулировать личную ответственность.
  6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать.

Выстраивайте ровные, открытые отношения. Ребенок должен понимать Ваши эмоции и чувства к нему: негативизм    относить  к поступку ребёнка, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами, успо­коившись.

  • Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адек­ватный.
  • Будьте острожным с передачей стрессовой информации. Не допускайте, чтобы ребенок выбегал из класса — это опасно. Сразу же пос­ледуйте за ним.  Чтобы не закрепилась привычка уйти,  не выводите  его из класса, даже когда он расстроен.  Чтобы ребёнок успокоился, можно дать время успокоиться - освободить его  от работы.
  • Иногда можно позволить ответы с места или письменно.

Как правило, это дети из семей по типу воспитания высокой мо­ральной ответственности. И для этих детей самое страшное — оши­биться или кого-то подвести. Задача учителя - научить детей спокой­но относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.

             

  РЕКОМЕНДАЦИИ

      по работе с замкнутыми  детьми

Такой ребёнок  характеризуется   уходом  в себя, отстра­ненностью от мира и его боязнью. Ребенок испытывает определенные страхи. Неплохо развито логическое мышление. Учится непло­хо, но при этом отсутствуют широкие познавательные интересы. Имеет нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любит  много читать. Речь развита, но она  часто формальна. Проявляет негативные черты: эмо­циональную холодность, не испытывает большой привязанности к родителям.   Ребёнок  не интересуется чьим-либо мнением,   безразличен к внешнему миру. Способен  на странные поступки (сбросить кота с 6-ого этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Чувство самосохранения притуплено. Не имеет друзей — он одиночка. В  отношениях с детьми он подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.

В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали на такого ребёнка  не действуют вообще.   Не важно, как выглядит он для других, важно, каким он кажется себе. Не стоит такому ребёнку  что-либо навязывать,  необходимо  приспосабливаться  к нему.

  1. Не призывать к совести, не читать морали. Отношения к ученику строить по методу: выделять его поведе­ние, как отличное от других.
  2. Учитывая наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов. Потом прорисо­вать их (из страшного сделать смешным): например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т. д. Страх сопряжен с любопытством — помочь преодолеть эту стену.
  3. Оказывать всемерную помощь в развитии речи, внимания, моторики, формировании навыков изобразительной деятельности.
  4. Обеспечить смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
  5. Стимулировать психическую активность, направленное взаимо­действие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке класс­ных мероприятий). Давать ему почувствовать принадлежность к классному кол­лективу.
  6. В процессе учебной деятельности поощрять интерес к точным наукам — математике, физике и т. д.
  7. Учитывать парадоксальность и непредсказуемость мышле­ния, чувств и поступков.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

по работе с гиперактивными детьми

с истерическими реакциями

         Такие дети требуют много льгот для себя. Они лживы, способны входить в доверие. Педагогу следует не попадать под  их  влияние и не позволять собой манипулировать.

  • Игнорировать истерические реакции. Игнорировать его плохое поведение,  т.к. он добивается этого подсознательно. Предупредить класс не обращать внимания на такого ребёнка  в момент истерики.
  • Не стремиться угодить истеричному ребёнку.
  • Чаще давайте понять, что он вправе сам принимать решения и нести ответ­ственность за свои   поступки.
  • Хвалить его позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
  1. Поскольку в таком ребёнке  живёт неуто­лимая жажда признания,  следует занять его таким видом деятельности, чтобы он мог и умел  выделиться среди сверстников своим трудом, а не поведением.
  2. У гиперактивного ребёнка, как правило, высокий уровень притязаний. Педагогу необходимо определить круг доступных при­тязаний.
  3. Критиковать поступки, а не личность в  целом. Постоянные замечания не дают эффекта.  За несколько проступков — одно замечание или наказание.
  4. Позвольте ребёнку бурное, но не грубое, проявление эмоций, т.е. в рамках дозволенного.
  5. Усилить систему поощрений и наказаний. Очень эффетивно наказание  неподвижностью: он его запомнит надолго.
  6. Если ребенок осознал проступок, то с ним необходимо побеседовать. Беседа должна быть запоминающейся.
  7. Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья - один человек: требования всех членов едины.
  8. Ожесточить режим. Пресекать бесцельное времяпровождение.
  9. Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный.
  10. Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до кон­ца первое.
  11. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
  12. Повышать самооценку, уверенность в себе.

        

МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ

(рекомендации  по коррекции возникающих трудностей)

 

         Медлительность, в основном, определяется врожденными особенностями нервной системы.

         Личный темп работы может зависеть:

  • от воспитания;
  • от условий роста и развития;
  • от состояния здоровья.

Медлительные дети:

  • долго настраиваются на работу (на письмо), долго включаются в работу;
  • с трудом переключаются;
  • отмечаются: медленный темп работы; высокая истощаемость; 
  • может иметь место отказ от работы.

    Всё это – результат ослабления функционального состояния нервной системы ребенка.

Если не учитывать эти особенности, то скоро появляются:

  • вялость, головные боли;
  • раздражительность;
  • плаксивость.

     Эффективность учебной работы и ее скорость будут уменьшаться. Даже пятиминутная нагрузка может стать предельной. По мере нарастания объема работы, сложности заданий и скорости работы – возникают особые трудности.

Рекомендации:

  1. Организация щадящего режима.
  2. Снижение учебной нагрузки.
  3. Изменение тактики работы с ребенком.

Щадящий режим:

  • освобождение от группы продленного дня;
  • нормализация режима:
  • достаточный сон;
  • обязательный 1,5-2-х часовой дневной отдых;
  • 3-х часовые прогулки и игры на свежем воздухе;
  • приготовление домашних заданий только в дневное время;
  • дополнительный день отдыха.

Дома и в школе:

  • создавать условия, при которых темп работы был бы наиболее эффективным ;
  • не спешить, не торопить, не работать «на время»;
  • оценивать следует то, что успеет сделать ребенок;
  • обеспечить ребёнку поддержку, спокойную, доброжелательную  обстановку.

       Если эти рекомендации не принимаются во внимание (т.к., по словам  родителей,  «в них нет ничего особенного»), то  наступает момент, когда  все трудности усиливаются, и претензии к ребёнку  и у педагогов, и у родителей, как правило,  однотипны:

  • не работает и ничего не успевает;
  • он перестал понимать то, что ему говорят;
  • требуется повторение простейшей инструкции;
  • на уроке успевает сделать одну треть задания, а на перемене невозможно сдержать.

       Эта медлительность, вызванная функциональной слабостью центральной нервной системы, создаёт  дополнительные трудности в процессе обучения, которые еще можно  сгладить при создании определенных условий. Отсутствие же  своевременных мер коррекции приводит к дальнейшему ухудшению состоянию ребенка, его учебной деятельности.

Другие причины медлительности:

  • плохое развитие  моторных (двигательных) функций;
  • задержки моторного развития;
  • переученная леворукость;
  • задержки речевого развития, следствием которых является нарушение фонетико-фонематического восприятия.

        Как правило, эти дети во внеучебной деятельности активны, не отстают от других.

       Взрослым  необходимо разобраться в причинах, вызывающих медлительность ребёнка.

       Если это врожденная медлительность – это одно, если ее воспитали вы – другое, а если причины медлительности – нарушение здоровья, переутомление, нужно обратить внимание не на медлительность, а на укрепление здоровья, изменение условий жизни, приводящих к переутомлению.

      Обязательно  проконсультируйтесь с врачом и педиатром, психоневрологом  или психологом.   Важно, чтобы все меры коррекции «били в цель».

 

         «… повышенная (стрессовая) утомлённость ученика является прямым результатом постоянных разочарований и неудач »

                                   (Канадский психиатр ГАНС СЕЛЬЕ)

 

     Основной путь к успеху неуспевающих:

  • проведение неустанной работы по опережающему умственному развитию учащихся (по отношению к процессу получения знаний);
  • первый успех к трудноуспевающим ученикам может прийти после нескольких месяцев напряженного труда;
  • чувство радости успеха создает благоприятное эмоциональное состояние.

 

Чтобы помочь ребёнку,  необходимо заниматься развитием его умственных способностей с такой же регулярностью, как тренируются в развитии силы, выносливости и других качеств.

 

 

Адаптация общеобразовательной программы

для детей с особенностями психофизического развития.

Для того, чтобы дети с особенностями психофизического развития могли успешно обучатся в рамках общеобразовательной программы, программу необходимо «приспособить» под потребности каждого ребенка. Ниже мы приводим несколько идей, как изменить учебную среду, методику преподавания и задания. Полагаем, что эти идеи могут быть полезны для обучения детей с разными формами инвалидности, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата , с тяжелыми нарушениями речи.

1.Книги и учебные пособия

  • Обеспечьте аудиозапись, чтобы ребенок мог слушать пленку и следить за текстом
  • Давайте краткий обзор новой главы
  • Речевой материал   должен быть комфортным для чтения
  • Маркером выделяйте важные части текста
  • По возможности имейте два комплекта учебников: один для дома, другой для работы в школе
  • Используйте карточки для конспектирования ключевых тем
  • Перед тем как читать текст, дайте ребенку лист с опорными вопросами для обсуждения
  • Сообщайте номер страницы, чтобы ребенку было легче найти ответ на вопрос

2.Учебные задания

  • Сокращайте задания, чтобы иметь возможность сосредотачиваться на основных идеях
  • Заменяйте письменные задания альтернативными вариантами
  • Сформулируйте и запишите, что конкретно ребенок должен выучить для того, чтобы выполнить контрольное задание
  • Предлагайте альтернативные варианты длинным письменным заданиям (например: написать несколько коротких заданий, просмотреть видеоматериал и написать по нему краткое сообщение, подготовить выступление на заданную тему)

3.Учебная среда (класс)

  • Если это необходимо, разработайте индивидуальные правила для ребенка
  • Оформите классное помещение с учетом потребностей ребенка
  • На рабочем столе не должны лежать посторонние предметы
  • Сведите к минимуму отвлекающие факторы (мобильные телефоны и т.д.)
  • Посадите ребенка подальше от окна и ближе к учителю
  • Имейте в своем распоряжении дополнительные материалы     (фломастеры, ручки, карандаши, бумагу и т.д.)
  • Между партами сохраняйте необходимое расстояние

4.Формулировка  задания

  • Задание должно быть сформулировано в несколько этапов, кратко и конкретно
  • Попросите ребенка повторить задание
  • Используйте наглядные пособия
  • Рассказывая задание, стойте рядом с ребенком
  • Покажите модель конечного продукта (законченный текст и т.п.)

5.Время/ Переход к другому заданию

  • Предупреждайте ребенка за несколько минут до перехода к другому заданию, несколько раз напомнить об этом
  • Дайте дополнительное время для завершения задания

6.На уроках письма

  • Избегайте заданий, требующих большого объема переписывания, или вместо этого предлагать надиктовать на магнитофон ответы.
  • Задание на доске можно дублировать в распечатке для ребенка.
  • Используйте вместо сочинения такую схему: вопрос - краткий ответ
  • Используйте карточки-опоры, где требуется вписать нужные слова

7.Оценка

  • Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс
  • Средняя оценка за четверть выводится исходя из ежедневной оценки
  • «Большой вес» должна нести ежедневная оценка, а не оценка за контрольные задания и тесты
  • Отмечайте правильные ответы ребенка, а не неверные
  • Разрешайте ребенку переписать контрольную работу, чтобы получить лучшую оценку
  • Используйте шире систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка

8.Проведение контрольных работ / Тестов

  • Устно проговорите задание
  • Обучите ребенка писать контрольную работу (планировать время для каждой части, как проверять работу и т.д.)
  • Вы можете прочесть задание вслух и ребенок (в определенных случаях) может  также отвечать устно
  • Разделите текст на несколько мелких частей
  • Дайте ребенку лист-опору с написанными определениями
  • В некоторых случаях ребенок может выполнять альтернативное задание или другой тест
  • Во время теста разрешите пользоваться учебником

9.Поведение

  • Для работы в классе сажайте ребенка с «образцово-показательным» учеником
  • Измените те правила поведения в школе, которые могут ущемлять права ребенка
  • Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое
  • Сведите к минимуму наказание ребенка
  • Не обращайте внимания на не очень серьезные нарушения дисциплины
  • Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в « спокойном месте», если он находится в состоянии стресса
  • Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов

 

Яндекс.Метрика