Создание эмоционального комфорта и воспитание толерантности у учащихся классов интегрированного обучения
В основе наиболее благоприятных психолого-педагогических условий педагогической деятельности лежит знание особенностей развития ребенка, имеющего особые образовательные потребности, и реализация в работе с детьми и подростками классов интегрированного обучения следующих принципов: принятие ребенка как ценности, понимание его желаний, чувств, поведения и возможностей, признание личности ребенка.
Основные условия успешности межличностного взаимодействия детей с особенностями психофизического развития и их сверстников, в т.ч. в условиях образовательной интеграции:
наличие благоприятного отношения к детям с ОПФР в обществе;
адекватное отношение родителей детей, участвующих в интегрированном обучении к детям с ОПФР;
адекватное отношение педагогов, участвующим в интегрированном обучении к детям с ОПФР.
Интолерантность (нетерпение) – это неприятие другого человека только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе. Негативное отношение к ребенку с ограниченными возможностями может т проявляться в следующем: насмешки, выражение чувства брезгливости, невежливость, умышленное унижение и т.п.
Характерные проявления интолерантности в детской среде:
ребенок стремится к сверстникам, но его не принимают в игру, в совместную деятельность;
ребенок стремится к сверстникам, его принимают, но общение носит формальный характер, часто возникают конфликты, ссоры;
ребенок уходит от сверстников, и они не проявляют к нему интереса, хотя в целом не настроены агрессивно по отношению к нему;
ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.
Комфортность ребенка с ОПФР в интегрированном классе зависит от мастерства педагога, тех условий, которые он создает в детском коллективе. А это значит:
формирование в детском коллективе, где обучается ребенок с ОПФР атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания;
включение ребенка в продуктивное взаимодействие с окружающими (в семье, в классе);
формирование положительного отношения к партнеру, образец которого дает сам учитель;
формирование у всех учащихся класса положительного отношения и интереса к деятельности, общественных мотивов деятельности, необходимых в труде положительных качеств, установки на сотрудничество;
обучение всех детей приемам коллективной работы, стимулирование и поощрение проявления сотрудничества;
формирование у детей способности замечать и оценивать не только ошибки и недостатки, но и достоинства и достижения собственные и одноклассников;
организация совместной деятельности учащихся, обеспечивающая не только их взаимодействие, но и достаточную успешность детей с ОПФР;
опора на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;
доминирование уважительного отношение в общении с ребенком ;
формирование в классе, (в группе) таких отношений, которые не допускают унижения достоинства детей;
взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая родителей;
ориентация работы, проводимой в интегрированном классе на каждого ребенка;
обязательно отделяйте ребенка от его поведения, считайте «неправильным» поведение ребенка, а не его самого;
вести поиск способов коррекции поведения ребенка только на основе взаимодействия с ним;
проблемы отношений с детьми решать с детьми, а не за них;
ребенок должен добиваться успеха в своих отношениях с людьми только на основе осознания необходимости установления этих отношений;
нельзя предусмотреть все варианты отношений с людьми, но ребенок должен быть готовым к их установлению;
ребенок должен ощущать сопричастность педагогов и сверстников к своим успехам и неудачам:
реально уважать мнение детей, а не играть с ними в уважение.
Слова обладают мощным воздействием, т.к. любое слово или фраза, обращенные к ребенку, несут в себе скрытое сообщение о ребенке и его отношении с миром. Стоит ребенку усвоить это сообщение, как оно превращается в «представление», которое влияет на будущий жизненный опыт ребенка.
Не использовать слова, которые убивают:
- Ты никогда ничего не добьешься.
- Неужели ты ничего не можешь сделать, как следует?
- Когда ты, наконец, начнешь учиться?
- С чего ты решил, что ты такой, как все?
- Ты лентяй (слабый, неуклюжий и т.д.).
- Ну почему ты не такой, как твой брат (сестра)?
- Если ты не можешь сказать ничего хорошего, лучше вообще молчи.
Широко использовать слова, которые помогают и ободряют:
- Ты еще и не это можешь.
- Я тобой горжусь.
- У тебя все получится.
- Продолжай и дальше в том же духе.
- Ты умница.
- Есть вещи, которые у тебя получаются отлично.
- Это ничего, что ты учишься на свой лад.
- У тебя есть свои сильные стороны и таланты.
- Это ничего, что по одним предметам ты учишься лучше, а по другим – не очень хорошо.
- Ошибаться – это нормально. Взрослые тоже ошибаются.
- Ты успешно работаешь над тем, над чем тебе нужно поработать.
- На ошибках можно и нужно учиться.
- Я всегда поддержу тебя, если потребуется.
- Я уверена, что ты научишься защищать себя.
- Ты заслуживаешь уважительного отношения.
Литература:
- Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: хрестоматия /авт.-сост. М.В.Швед. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2007
- Воспитание толерантности у дошкольника в условиях интегрированного обучения/ Л.П.Уфимцева, А.В.Мацкевич, Л.В.Доманецкая. - ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №1,2007
- Большая книга помощи вашему ребенку /Д.Блох. СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008