Создание эмоционального комфорта и воспитание толерантности у учащихся классов интегрированного обучения

В основе наиболее благоприятных психолого-педагогических условий педагогической деятельности  лежит знание особенностей развития ребенка, имеющего особые образовательные потребности, и реализация в работе с детьми и подростками   классов  интегрированного обучения следующих принципов: принятие ребенка как ценности, понимание его желаний, чувств, поведения и возможностей, признание личности ребенка.

         Основные условия успешности межличностного взаимодействия детей с особенностями психофизического развития и их сверстников, в т.ч. в условиях образовательной интеграции:

наличие благоприятного отношения к детям с ОПФР в обществе;

адекватное отношение родителей детей, участвующих в интегрированном обучении к детям с ОПФР;

адекватное отношение педагогов, участвующим в интегрированном обучении к детям с ОПФР.

Интолерантность (нетерпение) – это неприятие другого человека только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе. Негативное отношение к ребенку с ограниченными возможностями может т проявляться в следующем: насмешки, выражение чувства брезгливости, невежливость, умышленное унижение и т.п.

 

Характерные проявления интолерантности в детской среде:

ребенок стремится к сверстникам, но его не принимают  в игру, в совместную деятельность;

 ребенок стремится к сверстникам, его принимают, но общение носит формальный характер, часто возникают конфликты, ссоры;

ребенок уходит от сверстников, и они не проявляют к нему интереса, хотя в целом не настроены агрессивно по отношению к нему;

ребенок уходит от сверстников,  и они избегают контакта с ним.

 

Комфортность ребенка с ОПФР в интегрированном классе зависит от мастерства педагога, тех условий, которые он создает в детском коллективе. А это значит:

формирование в детском коллективе, где обучается ребенок с ОПФР атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания;

включение ребенка в продуктивное взаимодействие с окружающими (в семье, в классе);

 формирование положительного отношения к партнеру, образец которого дает сам учитель;

формирование у всех учащихся класса положительного отношения и интереса к деятельности, общественных мотивов деятельности, необходимых в труде положительных качеств, установки на сотрудничество;

обучение всех детей приемам коллективной работы, стимулирование и поощрение проявления сотрудничества;

формирование у детей способности замечать и оценивать не только ошибки и недостатки, но и достоинства и достижения собственные и одноклассников;

организация совместной деятельности учащихся, обеспечивающая не только их взаимодействие, но и достаточную успешность детей с ОПФР;

опора на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;

доминирование уважительного отношение в общении с ребенком ;

формирование в классе, (в группе) таких отношений, которые не допускают унижения достоинства детей;

взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая родителей;

ориентация работы, проводимой в интегрированном классе на каждого ребенка;

обязательно отделяйте ребенка от его поведения, считайте «неправильным» поведение ребенка, а  не его самого;

вести поиск способов коррекции поведения ребенка только на основе взаимодействия с ним;

проблемы отношений с детьми решать с детьми, а не за них;

ребенок должен добиваться успеха в своих отношениях с людьми только на основе осознания необходимости установления этих отношений;

нельзя предусмотреть все варианты отношений с людьми, но ребенок должен быть готовым к их установлению;

ребенок должен ощущать сопричастность педагогов и сверстников к своим успехам и неудачам:

реально уважать мнение детей, а не играть с ними в уважение.

         Слова обладают мощным воздействием, т.к. любое слово или фраза, обращенные к ребенку, несут в себе скрытое сообщение  о ребенке и его отношении с миром. Стоит ребенку усвоить это сообщение, как оно превращается в «представление», которое влияет на будущий жизненный опыт ребенка.

         Не использовать слова, которые убивают:

  • Ты никогда ничего не добьешься.
  • Неужели ты ничего не можешь сделать, как следует?
  • Когда ты, наконец, начнешь учиться?
  • С чего ты решил, что ты   такой, как все?
  • Ты лентяй (слабый, неуклюжий и т.д.).
  • Ну почему ты не такой, как твой брат (сестра)?
  • Если ты не можешь сказать ничего хорошего, лучше вообще молчи.

     

         Широко использовать слова, которые помогают и ободряют:

  • Ты еще и не это можешь.
  • Я тобой горжусь.
  • У тебя все получится.
  • Продолжай и дальше в том же духе.
  • Ты умница.
  • Есть вещи, которые у тебя получаются отлично.
  • Это ничего, что ты учишься на свой лад.
  • У тебя есть свои сильные стороны и таланты.
  • Это ничего, что по одним предметам ты учишься лучше, а по другим – не очень хорошо.
  • Ошибаться – это нормально. Взрослые тоже ошибаются.
  • Ты успешно работаешь над тем, над  чем тебе нужно поработать.
  • На ошибках можно и нужно учиться.
  • Я всегда поддержу тебя, если потребуется.
  • Я уверена, что ты научишься защищать себя.
  • Ты заслуживаешь уважительного отношения.

 

Литература:

  1. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: хрестоматия /авт.-сост. М.В.Швед. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2007
  2. Воспитание толерантности у дошкольника в условиях интегрированного обучения/ Л.П.Уфимцева, А.В.Мацкевич, Л.В.Доманецкая. - ж. «Воспитание и обучение  детей с нарушениями развития» №1,2007
  3. Большая книга помощи вашему ребенку /Д.Блох. СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008
Яндекс.Метрика