Консультация для родителей

14.09.2022

Консультация для родителей

    «Развитие мелкой моторики у детей с ТМН имеющие расстройства аутистического спектра».

Очень важно уже с самого раннего возраста развивать у детей с ТМН имеющих расстройства аутистического спектра моторику.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Наряду с развитием мелкой и крупной моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего ребёнка. Сегодня у большинства детей отмечается общее моторное отставание. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики?

Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток.

А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще:

  • разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь;
  • нанизывать бусинки, пуговки на нитки;
  • завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках;
  • заводить будильник, игрушки ключиком;
  • штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками; 
  • конструировать из бумаги («оригами»);
  • заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина);
  • хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;
  • катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики;
  • делать пальчиковую гимнастику.

Можно использовать для этого обычные бытовые действия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу. Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры, и упражнения для развития тонкой моторики руки.

Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги.  В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.

Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов

ЛЕПКА

Просто замечательное занятие на развитие мелкой моторики у детей, имеющих расстройства аутистического спектра. Перед лепкой ребенку обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики.

СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ:

Очень важно, чтобы ребёнок это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками — большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите ребенку правильный способ выполнения этого упражнения.

ИГРЫ-ШНУРОВКИ

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, развивается пространственное ориентирование, что способствуют усвоению понятий «вверху»«внизу»«справа»«слева»; а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

СУ- ДЖОК ТЕРАПИЯ («Су»-по-корейски — кисть, «джок» — стопа)

Для воздействия используются только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Используют су — джок и для укрепления мелких мышц руки. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук. Применяются Су — Джок — массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики.

ШТРИХОВКИ С РАЗЛИЧНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ДВИЖЕНИЯ РУКИ

Штриховка — одно из важнейших упражнений. Стараться штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий, не сближать штрихи, соблюдать расстояние. Ребенок выполняет различные виды штриховок сопряжённо со взрослым по образцам: вертикальные (сверху вниз, горизонтальные (слева направо, наклонные, «клубочками» (круговые движения руки, полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными.

РАСКРАШИВАНИЕ

Простой и эффективный способ развитию моторики рук— книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, сопряженно со взрослым, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

ОБВОДКА

Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д. Обязательно помогайте ребёнку, делайте это сопряжённо.

УПРАЖНЕНИЯ С БУМАГОЙ

  • мять — развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния,
  • рвать (развитие соотносящих движений) — захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.
  • делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт — например, кошка, барашек, тучка)
  • аппликации с использование различных видов и техник, что способствует развивать мелкую моторику:

Традиционные техники:

  • предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, сказочный герой и т.д);
  • сюжетно-тематическая, предполагается наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом («Колобок отдыхает на пеньке; и т.д.
  • декоративная, включающая орнамент, которыми можно украсить различные предметы.

Нетрадиционные техники:

накладная аппликация позволяет получить многоцветное изображение. накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру. 

Аппликация из салфеток 

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества.

Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:  

  • возможность развитию мелкой моторики; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу, картон различной фактуры;
  • развитие зрительного восприятия, используя бумагу, картон разного цвета.

Мозаика из яичной скорлупы.

Скорлупки от отварных яиц дети разламывают на мелкие части и откладывают в ёмкость. Затем, на какой-либо участок подготовленного рисунка наносят клей и посыпают скорлупками. После того, как скорлупки приклеились их можно раскрасить.

Аппликация из засушенных растений приобрела в настоящие время широкую популярность (аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика). Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Аппликация из крупы успешно используется, т.к. детям полезно развивать мелкую моторику, перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения. С крупой можно создавать разные поделки. На клеевую поверхность насыпается крупа разных текстур (по образцу), крупа приклеивается и создается изображение.

Существует еще много видов нетрадиционной аппликации –«аппликация из соломы», «обрывная аппликация», «аппликация из ткани», симметричная аппликация, аппликация из гофрированной бумаги, оригами и др.

Таким образом эти упражнения приносят пользу ребёнку, развивают моторику его руки, подготавливая к различным видам деятельности.

d629ecf0fb8598f349fab43fe75681d4 Безымянный__копияБезымянный__копия_2 Безымянный__копия_3Безымянный_5oG3VI7

поделиться в:
Яндекс.Метрика