Рекомендации для родителей
06.09.2022Консультация для родителей
«Глобальное чтение»
Дети с имеющие расстройство аутистического спектра, имеют крайне бедные представления об окружающим их мире. Многие из таких детей не только не могут назвать предметы и явления окружающего мира, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображением. Таким образом, развитие ребенка имеющие расстройство аутистического спектра зависит от формирования его речи.
Одним из средств компенсации не говорящего ребенка является глобальное чтение.
Метод глобального чтения (единица чтения – слово).
При обучении глобальному чтению стоят задачи:
- научить ребенка правильно понимать смысловую нагрузку графического изображения слова;
- воспитывать отношение к глобальному чтению как к источнику знания и средству общения с окружающими.
Ребенок, с самого рождения слышащий вокруг себя речь и воспринимающий её, как источник информации и коммуникации, благодаря этому, еще не начав говорить, понимает много слов, воспринимает устный рассказ взрослого, а к 4-5 годам начинает самостоятельно пересказывать рассказы. В 6-7 лет ребенок начинает обучаться чтению.
У ребенка имеющего расстройство аутистического спектра этот процесс осуществляется по-другому. Ограниченное общение, отказ от него задерживает развитие мышления ребенка, познание им окружающего мира с помощью речи. Это обязывает проводить с аутичными детьми большую специальную работу, начиная обучение чтению уже с 2-х лет . Для такого ребенка путь восприятия слова через чтение является наиболее эффективным. Чем раньше начинается обучение глобальному чтению, тем больше появляется возможностей для его использования в целях развития речи и личности ребенка в целом.
Как научить читать?
В обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.
Начиная, широко используется восприятие слов и фраз, написанных на табличках – это глобальное чтение. Подкладывая таблички к предметам, картинкам с последующим приближенным проговариванием, используя таблички в общении, дети овладевают навыком понимания написанного слова. Целостное восприятие написанного слова доступнее ребенку, чем восприятие устной речи. Введение глобального чтения позволяет еще до овладения аналитико-синтетическим способом чтения расширить область буквенного анализа и синтеза, совершенствовать навык чтения целыми словами, активизировать накапливаемый словарь. Суть обучения состоит в том, что ребенку показывают карточку с написанным на ней словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам.
На этом этапе систематически проводятся упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, кистей, упражнения по различению букв, работа с разрезной азбукой или трафарет с буквами.
Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.
В традиционной педагогике обучение чтению основано на вербально фонематическом методе , от буквы к слогу , от слога к слову. Обучение чтению глобальным способом происходит «с другого конца , в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи. Сильной стороной детей с «особенностями развития» является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия.
У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально) – это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке. Несмотря на неустойчивость внимания, дети с синдромом Дауна и аутизмом с легкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов. Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст.