Рекомендации для родителей

06.09.2022

Консультация для родителей

«Глобальное чтение»

Дети с имеющие расстройство аутистического спектра, имеют крайне бедные представления об окружающим их мире. Многие из таких детей не только не могут назвать предметы и явления окружающего мира, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображением. Таким образом, развитие ребенка имеющие расстройство аутистического спектра зависит от формирования его речи.

Одним из средств компенсации не говорящего  ребенка является глобальное чтение.

Метод глобального чтения (единица чтения – слово).

При обучении глобальному чтению стоят задачи:

  • научить ребенка правильно понимать смысловую нагрузку графического изображения слова;
  • воспитывать отношение к глобальному чтению как к источнику знания и средству общения с окружающими.

Ребенок, с самого рождения слышащий вокруг себя речь и воспринимающий её, как источник информации и коммуникации, благодаря этому, еще не начав говорить, понимает много слов, воспринимает устный рассказ взрослого, а к 4-5 годам начинает самостоятельно пересказывать рассказы. В 6-7 лет ребенок начинает обучаться чтению.

У ребенка имеющего расстройство аутистического спектра этот процесс осуществляется по-другому. Ограниченное общение, отказ от него задерживает развитие мышления ребенка, познание им окружающего мира с помощью речи. Это обязывает проводить с аутичными детьми большую специальную работу, начиная обучение чтению уже с 2-х лет . Для такого ребенка путь восприятия слова через чтение является наиболее эффективным. Чем раньше начинается обучение глобальному чтению, тем больше появляется возможностей для его использования в целях развития речи и личности ребенка в целом.

Как научить читать?

В обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить  ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.

Начиная, широко используется восприятие слов и фраз, написанных на табличках – это глобальное чтение. Подкладывая таблички к предметам, картинкам с последующим приближенным проговариванием, используя таблички в общении, дети овладевают навыком понимания написанного слова. Целостное восприятие написанного слова доступнее ребенку, чем восприятие устной речи. Введение глобального чтения позволяет еще до овладения аналитико-синтетическим способом чтения расширить область буквенного анализа и синтеза, совершенствовать навык чтения целыми словами, активизировать накапливаемый словарь. Суть обучения состоит  в  том, что ребенку показывают карточку с написанным на ней словом, он  запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам.

На этом этапе систематически проводятся упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, кистей, упражнения по различению букв, работа с разрезной азбукой или трафарет с буквами.

Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает   зрительно   и   на   слух   написанные   целиком   слова,   словосочетания,   короткие  предложения.   В   результате   обработанной   мозгом   информации,   ребенком   самостоятельно выводится  технология чтения любых слов и текстов.

В   традиционной   педагогике   обучение   чтению   основано   на   вербально­ фонематическом  методе ,  от  буквы  к слогу ,  от слога к  слову.  Обучение чтению глобальным способом происходит «с другого  конца ,  в  более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи. Сильной стороной детей с «особенностями развития» является зрительная память. Она компенсирует  им  отсутствие  или притупленность  других органов     восприятия. 

У таких детей есть потрясающая  способность  воспринимать  информацию целиком (глобально) – это означает, что мозг  ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке. Несмотря на неустойчивость внимания, дети с синдромом Дауна и аутизмом с легкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов. Кроме   того,   обучение   глобальному   чтению   позволяет  развивать   импрессивную   речь   и мышление   ребенка   до   овладения   произношением.   Таким   методом   можно   научить   даже  неговорящего ребёнка   воспринимать написанную информацию и затем писать   или  набирать  на компьютере несложный текст.

Игра в слова

СЛОВА версия: "ЗАКРЕПЛЯЕМ ДОМА"

поделиться в:
Яндекс.Метрика